Многие родители понимают, что ребенка дошкольного возраста следует сводить на консультацию к учителя-дефектологу, чтобы узнать, соответствует ли его речевое развитие возрасту. Однако часто этот визит откладывают, полагая, что речь малыша со временем исправится сама. 

Какие же речевые особенности ребенка являются причиной посещения учителя - дефектолога?  С какого возраста необходимо к учителю - дефектологу обратиться?

Консультация учителя-дефектолога может быть необходима и малышам до года (детям раннего возраста) в случае:

отсутствия у них гуления и лепета (такие звуки, как «кхх», «агу», «гы-гы», агы», затем повторяющиеся слоги: «мамама», «татата», «диди», «бубу» и т.п.),

при отсутствии реакции на речь (ребенок не поворачивает головку на источник звука),

если у мамы во время беременности и родов были какие-то проблемы, малыш находился под наблюдением невропатолога, нужно очень внимательно следить за формированием его речи и психофизическим развитием в целом.

 

В помощи учителя – дефектолога нуждаются детки, которые в возрасте двух лет:

употребляют в речи очень мало слов, у них не сформирована фраза   или не говорят совсем,

если малыш затрудняется в произнесении простых звуков (б, п , м, н, д, т, к, х) или же заменяет их («к» на «т», например).

                               

Настораживать должно и то, когда трехлетний ребенок активно разговаривает на «своем» языке, при этом понятные и простые слова в его речи практически отсутствуют.

Во всех вышеописанных случаях коррекционно-педагогическую помощь необходимо осуществлять как можно раньше.

В возрасте четырех-пяти лет  родителей должны насторожить следующие проблемы:

нечеткая и смазанная речь («каша во рту»);

мягкое проговаривание звуков: «сяпка», «кися», «тяйник».

 

К шести годам в норме должны присутствовать в речи уже все звуки. Если же ребенок произносит какие-либо из них неправильно или нечетко — обратитесь к специалисту.

Причиной посещения дефектолога ребенка старше шести лет может быть следующее:

проблемы с письмом (особенно часто это замечается во втором-третьем классах),

трудности с запоминанием, ответом на вопросы,

перемещение или (и) пропуск звуков,  слогов в длинных словах.