Аутизм

2 апреля–Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Всемирный день информирования об аутизме, установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007. Отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Этот Всемирный день учреждён по инициативе Государства Катар, что было отмечено в послании Генерального секретаря ООН в 2008 году. В резолюции Генеральной Ассамблеи уделено внимание, прежде всего, проблеме аутизма у детей, выражается обеспокоенность высокой долей детей с аутизмом, указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования. Резолюция рекомендует принимать все меры для информирования общества, в том числе семей, о проблеме детей с аутизмом.

Термин «аутизм» был впервые введён известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920 году. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

На сегодняшний день аутизм, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. От аутизма страдают 67 млн. человек в мире. Вероятность диагностирования аутизма у мальчиков в 4 раза больше, чем у девочек.

В Республике Беларусь с 2005 по 2012 год общее число детей, состоящих под наблюдением врачей-психиатров, по причине общих расстройств развития, в том числе и аутизма, возросло в 2,8 раз (с 251 до 699 случаев). На 1-ое октября 2013 детей с официально установленным диагнозом РАС (расстройств аутистического спектра) стало еще больше – 786 человек. Рост заболеваемости расстройствами аутистического спектра отмечается во всех, без исключения областях республики.

свернуть

Портрет ребенка с аутизмом

Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки - станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что, в таком случаи мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать… У таких детей много различных особенностей, но то, что их действительно отличает от других, это выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, в целом.

У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и еще с большим трудом выделяет себя из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с окружающими, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я» не понятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное «зачем?». У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Он может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.

Ребенок аутист может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки.  Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие.

 

свернуть

Симптомы аутизма

Ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

не может объяснить, чего он хочет;

испытывает задержку темпов речевого развития;

не следует никаким указаниям взрослых;

периодически появляются нарушения слуха;

не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

плохо устанавливает визуальный контакт;

не улыбается другим;

не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;

не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных  или других движений в возрасте 12 месяцев;

не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

свернуть

Что делать, если рядом человек с аутизмом?

Будьте терпеливы – людям с аутизмом часто трудно понять, что думают, чувствуют или знают другие люди.

Будьте внимательны - люди с аутизмом, даже с развитыми речевыми навыками, выражают эмоции скорее поведением, чем словами.

Показывайте – большинство людей с аутизмом лучше воспринимают информацию зрительно, а не на слух.

Не торопитесь -  во время разговора человек с аутизмом нуждается в продолжительных паузах, чтобы обработать словесную информацию.

Не стесняйтесь повторить – многом людям с аутизмом трудно уделять внимание более чем одному ощущению в один момент времени (например, если они что-то слушают, то им сложно одновременно понять, что именно они видят).

Будьте конкретными – люди с аутизмом мыслят очень конкретно, а не абстрактно, интерпретируют  выражение речи  буквально и не знают о скрытом смысле слов.

Проявите уважение – люди с аутизмом очень чутко реагируют на агрессию или резкое поведение, так как не всегда могут правильно понять мотив и эмоцию другого человека.

 У человека с аутизмом есть не только аутизм, но ещё и его мечты, надежды, таланты, любовь, доброта, чувство юмора, интересы, желания и люди, которые любят его таким, какой он есть.  Нужно только поверить в него и поддержать в нужный момент!!!

свернуть