Страничка воспитателя

Играя, развиваем речь детей

Развитие речи детей одна из главных задач, которая стоит перед взрослыми, окружающими ребенка. Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Так как игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия.

 Джанни  Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем  и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка.

Каждого родителя волнует развитие его ребенка в целом и его речевое развитие в частности.

Всю речевую деятельность можно условно разделить на 2 составляющих, тесно связанных между собой: это импрессивная и экспрессивная речь. Импрессивная речь  - понимание смысла услышанных или прочитанных слов, фраз, текста, а экспрессивная – это сам процесс речевого высказывания.

Давайте зададимся вопросом, а с чего же нужно начинать развитие речи? Особенно, это следует учитывать с неговорящими детьми и детьми, которые не используют речь по её прямому назначению – как коммуникативную функцию, средство общения с окружающими.

Для того, чтобы речь ребенка не сводилась в конечном итоге к элементарному повторению звуков, слов, фраз без понимания сказанного им самим, первой ступенью в речевом развитии должно стать формирование и развитие  импрессивной речи – это ведь и есть то самое понимание речи. Если будет развиваться  и расширяться понимание речи, следовательно, что приведет к  познавательному и интеллектуальному развитию.

Что нужно знать и понимать взрослому развивая ребенка?

  1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.  Дети с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с детьми основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

  1. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения. Дети активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, как нельзя. Обучение детей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

  1. Новый навык необходимо закреплять и повторять. Дети любят повторять одно и то же действие (или движение, звук, слово и т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Дети более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

  1. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые ребенку ситуации. Например, игра с машинкой — дети видели машины на улице; игра «Киска— брысь!» —дети видели и гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий — быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с детьми вполне оправданно и полезно.

 Вывод: содержание материала для занятий с детьми требует серьезного и вдумчивого отбора

  1. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала. Уровень сложности материала для занятий с детьми должен быть адекватен его индивидуальным возможностям. Опыт работы показывает следующую тенденцию: взрослые склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к детям требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Ребенок попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз он может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

  1. Необходимо контролировать длительность занятия. Следует учитывать тот факт, что внимание детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что ребенок устал, либо продолжить и расширить ее, если у малыша есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр,  в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

7.Необходима четкая структура занятия. Чтобы информация лучше усваивалась детьми, необходима четкая структура занятия:  каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики взрослого). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры. Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т.п. Варианты окончания игры — «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят), «Курочка и цыплята прощаются — до свидания!», а продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

8.Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание детей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность у детей,  и взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

9.Важна гибкость при проведении занятий. Следует подбирать   и использовать  сюжеты игр с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка и его интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

10.Перенос знаний. Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий — они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как дети порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

11.Детям необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы ребенку. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится».

Вывод: чтобы дети развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

Развивать понимание речи можно и нужно не только на занятиях, но в любом общении с ребенком. На первый взгляд такая работа не выглядит педагогической, родителям может показаться, что никакой обучающей функции она не имеет. Это большое заблуждение, ведь как раз из малого складывается целое.

 Например, одевая его, вы проговариваете: «Что мы достали? – Сапоги. Что это такое? – Сапоги. Что сейчас мы обули? – Сапоги. Что мы достали? – Шапку.  Что это такое? – Шапка. Что сейчас мы надели? – Шапку».

Предлагаем вашему вниманию некоторые из возможных игр, которые обязательно нужно использовать с детьми:

«Умный пальчик». Взрослый  просит показать ребенка пальчиком реальные предметы или игрушки. Потом усложняют, нужно попросить показать сначала на предметной картинке (там где изображен один предмет), потом  на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? 

«Поручение». Взрослый  просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д.

Усложнение. Учитель просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д.

Дальнейшее усложнение. Учитель просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул.

Чтобы ребенку игра была интересна, можно привлечь к игре любимые ребенком игрушки. Например, «Давай Миша (игрушка) тебе поможет». Взрослый дает поручение игрушке, а ребенок выполняет задание «Мишкиными лапами».

Игры с использованием игрушек или серии картинок с изображением животных с речевым подражанием голосов животных.

На следующем этапе взрослый использует специальные приемы и игровые ситуации, способствующие активизации речи ребенка. Например, «Волшебная коробочка», «Волшебный сундучок», «Волшебный мешочек». Неожиданное появление новой игрушки побуждает ребенка к речевой активности.

При знакомстве с художественной литературой для лучшего понимание простых коротких текстов, сказок, потешек можно применить набор настольных деревянных театров. Настольный деревянный театр для ребенка прост в обращении, удобен для манипуляций фигурками.

Например: сказка “Репка”.

Взрослый: Посадил дед Репку. Посмотри, кто это? - Это дед. Покажи, где дед?

Ребенок показывает (для начала, если ребенок не пользуется указательным жестом, взрослый показывает его рукой).

Взрослый: Правильно, это дед. Покажи, где у деда глаза?

Ребенок показывает…

Взрослый: Где у деда нос?

Взрослый: Выросла Репка большая-пребольшая. Покажи, какая большая (показывает руками).

Взрослый обыгрывает всю сказку, а ребенок помогает, передвигает разные фигурки (собачку, кошечку).

Такие нехитрые упражнения играют огромную роль в развитии детей.

 Но самое главное, никогда не сравнивайте детей, они все индивидуальны!

Не предъявляйте ребенку завышенных требований, всегда лучше быть приятно удивленным, чем разочарованным. Дети очень остро чувствуют ваше эмоциональное состояние!

Помните! Очень важно, чтобы ваши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании наших деток. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем - то занимаются вместе.

Давайте, будем играть, и развивать наших детей!

Материал подготовил:

воспитатель

М.И.Шавель

 

свернуть

Математика - занимательная игра

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают  из вида потребность ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка, позволяет учиться считать, читать и писать в индивидуальном для себя темпе.  Чтобы обучение математике не стало скучным занятием для ребенка существует много простых и интересных способов,  не отрываясь от ежедневных дел, позаниматься с ним.

В жизни нас окружает множество предметов, с помощью которых, детям будет просто и интересно усваивать, закреплять понятия. Элементы игровых или обучающих заданий можно включать в беседу по дороге в детский сад, дома на кухне, когда одеваетесь на прогулку, на самой прогулке.

Вот несколько рекомендаций для вас, родители:

         на прогулке или по дороге в детский сад вы можете вместе с ребенком наблюдать за машинами (много–одна), рассматривать деревья (количество, выше – ниже, толще – тоньше), дорогу, тротуар ( короче – длиннее,  уже – шире), показать (назвать) номер дома, квартиры, поднимаясь на ступеньки (высоко–низко, вверх–вниз);

         в свободное время совмещайте возможность присесть  и отдохнуть с интересными играми с ребенком. Предложите ему вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона, посчитать, сколько всего цифр в номере телефона, есть ли одинаковые цифры в номере и т.д.;

         в комнате попросите посчитать столько предметов, сколько показывает цифра, или покажите ту цифру, сколько пуговиц у него на кофточке, что находится слева, справа от него, впереди, сзади;

         предложите ребенку сказать (показать на картинке, карточке) какое сейчас время суток (утро, день, вечер или ночь), в какое время суток он завтракает, обедает или ужинает, и. т. д. Обращайте внимание, когда происходят те или иные события,  используя слова: вчера, сегодня, завтра, называя дни недели, время года, какой месяц, какое число;

         обращайте внимание детей на часы, которые есть в вашем доме: покажите стрелки (минутная и часовая), можно потренироваться, за сколько минут он убирает постель, одевается или убирает игрушки;

         в ходе игры в «Магазин» в непосредственной обстановке познакомьте детей с деньгами, монетками, посчитайте количество рублей, стоимость товаров;

         на кухне можете познакомить ребенка с вместимостью посуды, сравнить  разные кастрюли и чашки. За ужином, стоит обратить внимание на форму окружающих предметов, их количество: тарелки круглые, тарелок четыре, скатерть прямоугольная, часы круглые, задать вопросы о положении предметов (справа-слева);

         во время чтения художественной литературы обращайте внимание детей на характерные особенности животных, связывая их с элементарными математическими представлениями (количество персонажей, расположение  вверху–внизу страницы);

         Рекомендуем вам некоторые математические игры и упражнения, для проведения их в кругу семьи.

1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам».

Цель игры: закреплять представления о геометрических фигурах, развивать умение различать их, называть, считать до 5.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса, посчитать их у каждого вагончика отдельно.

2. Математическая игра «Составь цветок».

Цель игры: развивать умение составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет,  что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными или круглыми лепестками.

3. Игра - упражнение «Назови (покажи) похожий предмет».

Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы.В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

4. Игра - упражнение «Собери бусы».

Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; развивать  умение концентрировать внимание.

Ход игры: взрослый просит ребенка выложить одну-две детали в продолжение  предложенного логического ряда. Можно использовать конструктор «Лего», любые другие предметы или фигуры. Последовательность для задание должна быть очень простой.

 5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире».

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; зрительное внимание, наблюдательность.

Ход игры: предварительно рассмотрев интерьер комнаты, взрослый просит ребенка показать (рассказать), где находится названный предмет, в том числе по устной инструкции, по наводящим вопросам.

6. Игровые задания «Повторяшки».

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, выполнять  действия по устной инструкции.

Ход игры: примерные задания - топни правой ногой 3 раза; дотронься левой рукой до левого уха; подними вверх правую (левую) руку; поставь на носок правую (левую) ногу; поставь на пояс правую (левую) руку; дотронься  левой рукой до правого колена; повернись направо (налево); сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т.д.

Игры и упражнения с пальчиками  формируют у ребенка первоначальное  представление о количестве, пробуждают интерес к действиям, имеющим математическое содержание и  сопровождаются проговариванием потешек. Например,

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

 Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Очень важно помнить, что выполнение любых заданий должно начинаться с предложение: «Поиграем!». Всегда поддерживайте  инициативу ребенка и ежедневно находите 10-15 минут для совместной игровой деятельности. Обязательно оценивайте успехи ребенка и  хвалите его! При неудачах одобряйте его усилия, ни в коем случае не ругайте  за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить.

Таким образом, играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Материал подготовил:

воспитатель

М.И.Шавель

свернуть

Роль семьи в развитии навыков самообслуживания у детей с особенностями психофизического развития

Самообслуживание и бытовой труд играют важную роль в формировании самостоятельности и независимого образа жизни детей, что позволяет расширить их представления и знания об окружающих вещах.  Навыки самообслуживания формируются при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания и позволяют развивать умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

У детей данной категории формирование навыков самообслуживания  и бытового труда не происходит самопроизвольно. Важнейшая задача педагогов и родителей – сформировать у них  навыки самообслуживания, обращения с соответствующими инструментами и приборами, помочь им приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни. Обучение навыкам самообслуживания может проходить на специально организованных занятиях, в бытовых ситуациях, в играх, при уходе за собой и младшими детьми.

Обучение таким навыкам составляет целое направление совместной работы педагогов и родителей. Педагогам  необходимо поддерживать связь с родителями, информируя их об  этапах формирования  навыков,  обмениваться информацией о достижениях ребенка, рекомендовать конкретные поручения для детей в семье. Важно ознакомить всех членов семьи с тем, какое умение отрабатывает сейчас ребенок, какой вид помощи ему необходим, какие действия ребенок уже может совершать самостоятельно.

Формирование навыков самообслуживания и бытового труда  для  детей данной категории и их родителей является жизненной необходимостью и включает в себя:

создание заинтересованности законных представителей в ходе проведения бесед о значимости формирования навыков самообслуживания у детей;

 выявление  уровня сформированности навыков самообслуживания  и бытового труда у детей при анкетировании, опросах родителей;

ознакомление родителей с приемами создания положительной мотивации самообслуживания (например, можно сказать ребенку: «Как только сам оденешься, пойдем на улицу пускать мыльные пузыри»);

сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине,  в конце обучения (с привлечением видеоматериалов);

определение и инструктирование родителей по закреплению   в домашних условиях следующего этапа в формировании данного навыка;

проведение практических занятий в присутствии родителей по обучению ребенка определенным навыкам самообслуживания и бытового труда (через несколько занятий место педагога может занимать родитель);

 обсуждение результатов работы, методов обучения, проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков самообслуживания и бытового труда, совместный поиск различных приспособлений, помогающих успешному обучению навыку.

В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий: первое — выбрать тот навык, который вы будете формировать, второе — сообщите малышу, чего вы от него хотите («Расстегни нижнюю пуговицу на рубашке»). Ваше сообщение должно быть кратким, четким, последовательным, подкрепленным определенными действиями.

Принимая во внимание чувственный опыт детей, целесообразно использовать при обучении элементы изобразительной деятельности, наглядные пособия (например, картонный ботинок, который нужно зашнуровать), алгоритмы выполнения закрепляемых навыков, сюрпризные моменты, положительное эмоциональное отношение и  желание выполнять предложенную работу, постоянный пример взрослых. Видимое изменение обстановки и одобрение действий ребенка, создают необходимые эмоционально-психологические условия для  закрепления определенного  навыка. При этом  важно, чтобы ребенок, постоянно и добросовестно выполнял свои обязанности, а начатая работа была завершена и положительно оценена родителями.

Перед тем как формировать  навыки самообслуживания, необходимо создать обучающую среду - окружить ребенка предметами быта и их копиями – игрушками, муляжами. Подготовка к овладению навыком самообслуживания обязательно должна проходить в игре,  направленной  на косвенные приемы обучения и закрепления формируемого навыка.

Но есть еще одна особенность — сохранение интереса к игре возможно лишь при положительном эмоциональном восприятии, для чего ребенку необходима новизна подачи одного и того же задания в разном его оформлении (или с небольшим усложнением задания). При потере интереса приобретение ребенком навыка может растянуться во времени или вообще не сформироватьсяКаждую игру-занятие необходимо проводить как новую. Для этого можно:

сменить игровой материал, на котором отрабатывается навык (смена фактуры цвета, формы);

сменить ситуацию, в которой происходит отработка навыка (на дидактическом материале);

перенести отработку навыка на предметы одежды и обуви, принадлежащие другим людям;

закреплять навык на одежде в обуви кукол;

на своей одежде, лежащей на столе или другом удобном для отработки навыка месте;

заканчиваем обучение на формировании навыка на одежде и обуви, находящейся на самом ребенке.

При этом необходимо помнить, что скорость формирования навыка зависит от:

от индивидуальных особенностей ребенка;

от семейного отношения к чистоте и опрятности (пример родителей является главным учителем для ребенка);

разной скорости усвоения навыка (одному ребенку достаточно показать один раз, после чего он начнет формировать навык самостоятельно в игре и других видах деятельности, а другому ребенку требуется неоднократный показ и поэтапная отработка всех элементов действия, прежде чем он сможет использовать навык самостоятельно).

Можно использовать следующие  методы для выработки умений  и навыков самообслуживания в семье: приучение, требование, поручение, поощрение, соревнование, объяснение, наблюдение, демонстрация, совместная практическая работа, сюжетно-ролевые игры.

Уровни помощи ребенку при формировании навыков самообслуживания:

совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией;

частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);

взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;

ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь  на пошаговую речевую инструкцию;

ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на стуле лежит  по одному предмету одежды в нужном порядке).

Формируя у ребенка различные умения бытового самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом – не сделать за него то, что он должен сделать сам. Положительный результат усвоения  закрепляемого навыка наступает при  регулярном  его  повторении и  согласованности действий педагогов и родителей, участвующих в процессе обучения самообслуживанию.

Таким образом, самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Материал подготовил:

воспитатель

Е.В.Морозова

свернуть

Я сам, или как помочь ребенку развивать самостоятельность

Самостоятельность – это внутреннее состояние человека и навязать его извне невозможно: ни заставить, ни приказать быть самостоятельным нельзя.

К понятию самостоятельности относится владение двумя группами навыков: способность справляться с повседневными бытовыми делами и умение решать определенный ряд проблем без посторонней помощи. Стоит прививать детям не только навыки самообслуживания, но и заботы о тех вещах, которые их окружают.

 К самообслуживанию относится умение одеваться, раздеваться, чистить зубы, причесываться, убирать за собой посуду и прочее.

К уходу за окружающей средой относятся подметание пола, мытье посуды, поливка горшечных растений, в общем, все то, что не относится лично к ребенку, но это также необходимо делать. Выполняя манипуляции с предметами общего пользования, малыш приобщается к социуму. Очень важно при этом, чтобы он имел дело с настоящими предметами быта, а не с игрушками. Сначала лучше всего сделать нужное действие вместе  с ребенком, как только он начнет справляться сам, дать ему возможность выполнять  самостоятельно.

Одной из главных причин, затрудняющих формирование этих навыков, является недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз—рука» и «рука—рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная работу на первом году жизни ребенка. Для формирования навыка самостоятельного приема пищи, в момент кормления важно научить ребенка брать кружку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно формировать общегигиенические навыки: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой. Детей целесообразно приучать есть за общим столом с другими членами семьи.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для упражнений на развитие мелкой моторики можно использовать различные игры и пособия: пристежки, шнуровки, прищепки, бусы и т.д.

Прививать необходимые навыки необходимо постоянно  в каждодневной жизни. Дома можно закреплять счет на примерах окружающей действительности, задавая такие вопросы как: «Сколько  в вашем дворе растет берез, елей, рябин? Сколько окон на одном этаже? Сколько кроватей, одеял, подушек в спальне? Сколько пуговиц на халате у мамы, на рубашке у сестры?».  Убирая овощи с огорода, можно предложить сравнить корнеплоды по высоте, ширине, толщине, найти самый короткий (длинный), узкий (широкий), затем вместе приготовить салат из моркови, заодно обучая ребенка пользоваться теркой.

Детей можно привлекать к  обязанностям, заботам по дому, вместе с вами устраняя непорядок в одежде. Обучая ребят стирке мелких вещей (носок, носовых платков), нужно обращать внимание на рассортировку вещей по цвету, чтобы не окрашивалась одна вещь от другой. Развешивание белья после стирки может стать поводом для игры в разглядывание -  сравнение по форме, цвету одежды, фактуре и качестве ткани.

У детей должны быть постоянные обязанности по уходу за своим внешним видом, комнатой в доме.  Усвоение  детьми навыков умывания, чистки зубов, причесывания волос, умение  заправить кровать,  сделать влажную уборку и пылесосить в комнате - все это достигается путем многократного повторения каждого действия вместе с взрослыми, а затем с помощью вербальных инструкций.

Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка  на  соблюдение правил поведения на дороге. Ребята должны уметь определять по внешним признакам назначение зданий (жилой дом, школа, аптека, больница, завод и т.д.), читать название улиц, называть номера домов.

Особое внимание следует уделить мерам безопасности, при этом необходимо наглядно показывать действия с колющими и режущими предметами.

Для закрепления и тренировки культуры поведения предложите ребенку следующие упражнения: «Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома, в гостях»;  «Уступи место в автобусе»;   «Помоги маме (бабушке) донести покупку»; «Как спускаться, подниматься по лестнице»; «Пропусти в дверях старшего»;    «Убери фантик от конфеты на улице».

Ребенок учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кого не боится. А это значит, что именно родители, являются его самыми лучшими учителями.

Существует простой закон воспитания самостоятельного человека: никогда не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам!

«Я - сам!» - это хорошие слова и здорово, когда ваш малыш часто повторяет их. Не отбивайте у него охоту быть самостоятельным, будьте мудрыми и терпеливыми! Задача родителей – не делать за него, а быть рядом, учить, помогать, направлять и поощрять ребенка, ведь самостоятельность — это  результат большой, терпеливой ежедневной работы.

Материал подготовил:

воспитатель

Е.В.Морозова

свернуть

Как приобщить ребенка к труду

Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком и эгоизма.                                           Самые частые ошибки родителей:

Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше.

Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами  – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.

 Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.

 Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.

Что делать?

Не запрещайте ребенку помогать вам.

Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так.  Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку  возможность ощутить свою полезность.

Превратите домашнюю работу в игру.

Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам  помогать не заставляйте его.  А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы  игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыл.  Вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.

Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.

Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности.  Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т.д. Когда ребенок в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность,    и не будет отказываться от работы.

 Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.

Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать то не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос ,    не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.

Самое главное – не забываем хвалить ребенка!

Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы.

Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать за определенное вознаграждение.

Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.

И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.

Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду.  Я сомневаюсь, что ребенок захочет делать домашние дела, увидев, как они не нравятся Вам. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.

                                  Успехов Вам в воспитании ваших детей!

Материал подготовил:

воспитатель

М.И.Шавель

свернуть

Период адаптации

Адаптация - это процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям. При поступлении в специальное учреждения все дети проходят через адаптационный период. Период адаптации также наблюдается у младших школьников после летних каникул. Начало учебного года – трудный период для детей. Даже самый здоровый ребенок растеряется, попав в новую обстановку, что уж говорить о ребенке с особенностями психофизического развития. Ребенок попадает в стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д   В период адаптации первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаем анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники  учреждения образования анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно работать с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям  учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.      

   Ведут себя дети в этот период адаптации по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался.

Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий

Для организации успешной адаптации детей  воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности с вновь поступившим ребенком. При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними.

 Обращаем внимание на режим ребенка.  За неделю, за две, за месяц он должен быть перестроен таким образом, чтобы ребенок легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете отправлять ребенка в учреждение образования. 

Необходимо по мере возможности постараться приучить ребенка ходить в туалет в одно и то же время, перед выходом на улицу, перед сном. 

Максимально приблизить меню вашего ребенка к меню учреждения образования, устранить "кусочничество" между едой. 

Учить ребенка правильно здороваться со взрослыми, с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ. Приучите ребенка брать только те игрушки, которыми он готов поделиться с другими. 

Поддерживайте с учреждением образования тесные связи, регулярно беседовать со специалистами. Они расскажут вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в учреждении образования иначе, чем дома, и здесь педагоги помогут вам раскрыть и решить некоторые проблемы. Со своей стороны, беседуя с педагогами, вы можете помочь им лучше понять реакции своего ребенка.

Успешная адаптация ребенка к условиям посещения специального учреждения  во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения образования. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Материал подготовил:

воспитатель

М.И.Шавель

свернуть