Устав учреждения образования

УТВЕРЖДЕНО

Решение

Узденского районного

исполнительного комитета

06.08.2019 № 1257

(в редакции решения

Узденского районного

исполнительного комитета  от 14.02.2023 №298 )
 

 

 

 

 

 

 

 

УСТАВ

государственного учреждения образования

«Узденский районный центр коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации»

(новая редакция)

 

СТАТУТ

дзяржаўнай установы адукацыі

«Уздзенскi раённы цэнтр карэкцыйна-развiваючага

навучання i рэабiлiтацыi»

(новая рэдакцыя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Узда

2023 год

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1.         Государственное учреждение образования «Узденский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – Центр) является учреждением специального образования,                       в котором организуется оказание ранней комплексной помощи детям                     в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогической помощи, реализуются образовательная программа специального образования                 на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, обеспечиваются меры по их социализации                              и интеграции в общество, овладению жизненными компетенциями,                         а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

1.2.         Учреждение     образования   осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Беларусь, настоящим Уставом Учреждения образования.

 

ГЛАВА 2

НАИМЕНОВАНИЕ ЦЕНТРА

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1. Полное наименование Центра:

на русском языке – государственное учреждение образования «Узденский районный центр коррекционно-развивающего обучения                  и реабилитации»;

на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыі «Уздзенскi раённы цэнтр карэкцыйна-развiваючага навучання i рэабiлiтацыi».

 2.2. Сокращенное  наименование Центра:

на русском языке: Узденский районный ЦКРОиР;

на белорусском языке: Уздзенскi раённы ЦКРНiР.

 

ГЛАВА 3

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ЦЕНТРА

 

3.1. Место нахождения  Центра (юридический адрес): 223411, Минская область, город Узда, улица Интернациональная, дом 39.

 

ГЛАВА 4

ТИП, ВИД ЦЕНТРА

4.1. Тип учреждения образования – учреждение специального образования.

4.2. Вид  учреждения специального образования – центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

        

ГЛАВА 5

ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

 

5.1. Предметом деятельности Центра является создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществление образовательной, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогической,  социальной, методической, консультативной и информационно-аналитической деятельности, оказание психологической помощи.

5.2. Основными задачами Центра являются:

оказание ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет;

оказание коррекционно-педагогической помощи;

реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

обеспечение мер по социализации и интеграции в общество, овладению жизненными компетенциями  лиц с интеллектуальной недостаточностью;

реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

реализация программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;

осуществление диагностической деятельности, создание банка данных о детях с особенностями психофизического развития;

проведение психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития;

методическая помощь педагогическим работникам при реализации образовательных программ специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;

консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития, их законных представителей, педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

координация деятельности в сфере специального образования на территории Узденского района;

информационно-просветительская деятельность с целью формирования позитивного общественного мнения и толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития.

5.3. Центр реализует следующие функции:

организации образовательного процесса;

осуществления диагностической деятельности;

оказание коррекционно-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития;

оказание ранней комплексной помощи;

осуществление консультативной и методической деятельности;

создание и ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития, осуществление информационно-аналитической деятельности на территории Узденского района;

оказание психологической помощи лицам с особенностями психофизического развития и их законным представителям;

проведение экспериментальной и инновационной деятельности;

организация обучения и воспитания лиц с тяжелыми, множественными  нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, которым по медицинским показаниям рекомендовано получение специального образования на дому;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение преемственности при переходе выпускников в территориальные центры социального обслуживания населения.

5.4. Целью воспитания в Центре является формирование  разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

5.5. Задачи воспитания:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии  и труду;

формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;

формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для  социализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося.

5.6. Основными требованиями к воспитанию являются:

соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;

системность и единство педагогических требований;

преемственность, непрерывность и последовательность реали­зации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

5.7. Основными составляющими воспитания являются:

идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационно культуры;

духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;

эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности обучающихся,  на формирование у обучающихся потребности в социальном взаимодействии;

формирование у обучающихся навыков  здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;

воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию; 

воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и повседневной  деятельности;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Воспитание осуществляется на учебных занятиях, занятиях и в процессе воспитательной работы во внеурочное время. Порядок проведения  педагогическими работниками воспитательной работы во внеурочное время с обучающимися, осваивающими содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования определяется Министерством образования.

5.8. Центр взаимодействует с учреждениями дополнительного образования, государственными организациями здравоохранения, учреждениями    культуры,   спорта,   юридическими   и физическими лицами, молодежными и детскими общественными организациями, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.

5.9. Центр может осуществлять международное сотрудничество в области образовательной, культурной и иной деятельности в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

5.10.  В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 14.10.2022 года «О лицензировании» Центр может осуществлять виды, которые основываются на принципах государственной политики в сфере образования с учетом Концепции непрерывного воспитания детей             и учащейся молодежи и в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (ОКЭД, 2022 год).

85590 – прочие виды образования, не включенные в другие группировки;

88910 – дневной уход за детьми;

56290 – прочие услуги по общественному питанию.

 


ГЛАВА 6

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕДИТЕЛЕ ЦЕНТРА

 

6.1. Учредителем Центра является Узденский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель). Компетенции Учредителя определяются актами законодательства.

6.2. Обеспечение деятельности Центра осуществляет Государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Узденского района» на основании заключенного договора об оказании услуг по обеспечению деятельности бюджетной организации.

6.3. Органом государственного управления, уполномоченным собственником управлять имуществом учреждения образования, является управление по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома (далее – Управление).

 

ГЛАВА 7

ЯЗЫК (ЯЗЫКИ) ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ,

 ПЕРЕЧЕНЬ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ, ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

7.1. Основным языком обучения и воспитания является русский язык.    Делопроизводство,      оформление      информационного     поля    в Центре осуществляется на русском языке.

7.2. В Центре могут реализовываться:

образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

 


ГЛАВА 8

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

8.1. Центр является юридическим лицом, имеющим в оперативном управлении воплощенную часть государственной собственности, несет самостоятельно ответственность по своим обязанностям, может от своего имени приобретать и совершать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Центр отвечает по своим обязанностям    за     использование     денежных средств,  находящихся в ее распоряжении.

8.2. Финансирование Центра производится за счет средств районного бюджета и иных, не запрещенных законодательством источников.

8.3. Дополнительными источниками финансирования Центра являются:

средства попечительского совета;

безвозмездная (спонсорская) помощь;

иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

Спонсорами Центра могут быть учреждения, организации, а также частные лица, заинтересованные в ее становлении    и развитии.

8.4. Имущество, предоставленное Центру, относится к коммунальной собственности и находится в ее оперативном управлении. Центр в отношении закрепленного за ним имущества  совершает  право  владения,  пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством, и в соответствии с целями своей деятельности. Помещения Центра оснащаются необходимым надворным оборудованием, инвентарем и эксплуатируются в соответствии с требованиями правил охраны труда, санитарных правил и норм.

8.5. Центр не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом.

8.6. Материально-техническая база Центра формируется по действующим нормативам с учетом обеспечения образовательного процесса и вида учреждения образования. Материально-техническую базу Центра составляют земельный надел, капитальные постройки, оборудование, а также иное имущество, используемое    для    обучения и    воспитания, оздоровления обучающихся.

8.7. Запрещаются          действия         (бездействие),        приводящие  к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы  Центра. Работники Центра, учащиеся, их законные представители несут ответственность за     сбережение    помещений имущества   в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 8.8. Средства, полученные Центром от приносящей прибыль деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение  и  расходуются в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Имущество, приобретенное за счет приносящей прибыль деятельности, поступает     в   оперативное    управление   Центра  и используется им в соответствии с законодательством Республики Беларусь, учитывается на самостоятельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством.

8.9. Развитие материально-технической базы Центра осуществляется с учетом государственной программы развития системы образования, других государственных программ, региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных     программ,  потребностей личности, общества и государства в повышении качества образования.

 

ГЛАВА 9

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРОМ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

9.1. Управление  Центром осуществляетс  в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, актами законодательства, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

9.2. Центр имеет печать и штамп с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием,  может иметь другие средства идентификации.

9.3. Непосредственное руководство Центром осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными законодательными актами, начальником Управления. Должностные обязанности директора Центра утверждаются в его должностной инструкции Управлением, иные полномочия директора устанавливаются актами законодательства.

9.4. Директор Центра:

действует от имени Центра без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;

взаимодействует с органами самоуправления Центра;

издает приказы, заключает договора, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своих полномочий;

осуществляет   прием    и   увольнение    работников,   утверждает   их должностные (рабочие) инструкции;

ведет (заполняет) сведения о движении детей в Центре;

утверждает   штатное    расписание  в пределах выделенных ассигнований и в соответствии с типовыми штатами;

возглавляет педагогический совет Центра;

определяет порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования;

ежегодно на основе типовых учебных планов утверждает учебный план Центра;

утверждает индивидуальные учебные планы;

осуществляет иные права и обязанности в соответствии с действующими актами законодательства.

9.5. Директор Центра в деятельности по   управлению этим  Центром взаимодействует с органами самоуправления Центра.

9.6. Основным органом самоуправления в Центре является педагогический совет, возглавляемый директором. В состав педагогического совета входят все педагогические работники  Центра. Деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии                  с основными направлениями развития специального образования с учетом специфики Центра,   а   также   планом   работы,   утверждаемым   директором не позднее 1 сентября текущего года.

Педагогический совет является коллегиальным органом Центра                   и совершает свою работу в форме заседаний, проводимых                             не     реже    одного     раза    в   квартал в соответствии с планом работы или по  мере   необходимости  для   решения    вопросов, относящихся                к компетенции педагогического совета.

9.7. В Центре могут создаваться другие органы самоуправления: попечительский совет, родительский комитет.

Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления определяются в соответствии с действующими актами законодательства, Положениями о соответствующих органах самоуправления, настоящим Уставом.

9.8.  Для обеспечения планирования и контроля деятельности Центра, а также для оперативного решения вопросов, проводятся совещания при директоре. Совещание при директоре является одной из форм подготовки управленческих решений, основанных на принципах единоначалия. Совещание при  директоре проводится не реже одного раза в месяц в соответствии с планом работы Центра. При необходимости может проводиться внепланово.

9.9. В целях оказания содействия в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних, а также в организации контроля за осуществлением воспитательной и профилактической работы, в Центре создается совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Порядок создания совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, его задачи и функции, а также порядок организации его работы определяются Министерством образования Республики Беларусь.

9.10. Социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса в  Центре осуществляют специалисты Центра, принимающие непосредственное участие в воспитании обучающихся и имеющие педагогическое, социально-педагогическое образование или прошедшие соответствующую переподготовку, подтвержденную документом об образовании.

9.11. В   Центре не    допускается  создание  и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

9.12. Центр в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей несовершеннолетних обучающихся может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, в соответствии с нормативными актами.

 

ГЛАВА 10

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ

И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ЦЕНТРА

 

10.1. Структура Центра утверждается директором Центра согласованию с Управлением.

Центр может иметь в своей структуре: библиотеку, социально-педагогическую и психологическую службу, ресурсный центр. Также            в установленном законодательством Республики Беларусь порядке могут создаваться другие структурные подразделения.

10.2. Организационно-штатная структура Центра утверждается  директором   по  согласованию   с    Управлением на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых  Министерством образования  Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных                 на оплату труда.

10.3. Трудовые отношения работников в Центре, включая вопросы приема, перевода и увольнения, режима работы и отдыха, условий труда, гарантий и компенсаций, регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми   в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

10.4. Прием на работу в Центр и увольнение педагогических и иных работников осуществляет директор.

10.5. На должность педагогического работника принимаются лица, имеющие соответствующее образование и квалификацию.

10.6. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью;

имеющие судимость, которая не снята или не погашена;

не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности.

10.7. Оплата труда работников Центра осуществляется в соответствии    с    действующим законодательством и Положениями             об оплате труда работников.

10.8. Трудовые книжки всех работников в Центре ведутся и хранятся в Центре.

10.9. Аттестация педагогических работников Центра осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, Министерством образования, Министерством труда и социальной защиты.

 

ГЛАВА 11

ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ ЦЕНТРА

 

11.1. Учредитель обеспечивает создание условий для реализации права граждан на получение бесплатного специального образования.

11.2. Учредитель        и       Управление       осуществляют   контроль за  обеспечением качества образования, иные полномочия, определенные Кодексом и соответствующими актами законодательства.

Учредитель может принимать решение об изменении вида, реорганизации, ликвидации  Центра по собственной   инициативе             на основе оценки последствий принятия таких решений и в порядке, установленном законодательством.

11.3. Учредитель осуществляет управляющие функции                       и координацию деятельности Центра по вопросам реализации государственной политики в сфере образования, охраны детства.

11.4. Учредитель обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Центра.

 

ГЛАВА 12

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

12.1. К субъектам образовательных отношений относятся обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.

12.2. Обучающиеся Центра имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

обучение  и воспитание в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

уважение  человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование;

бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;

обеспечение бесплатным питанием;

обеспечение бесплатного подвоза на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно;

бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной базой Центра;

обеспечение местами для проживания (для групп/классов с круглосуточным пребыванием);

каникулы;

получение платных услуг в сфере образования;

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

участие в выставках, конкурсах, фестивалях, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях,   спортивно-массовых мероприятиях, общественной, культурной деятельности.

12.3. Обучающиеся обязаны:

 

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

бережно относиться к имуществу учреждения образования;

12.4. Законные представители несовершеннолетних обучающихся (родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители) имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

участие в управлении Центром;

защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о  ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся;

на пересмотр заключения Центра в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; 

участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ;

быть избранными в попечительский совет, родительские комитеты классов и групп; в совет Центра;

принимать активное участие во всех мероприятиях Центра;

обращаться к руководству Центра по вопросам, связанным с жизнедеятельностью Центра, образовательным, коррекционно-педагогическим, реабилитационным процессам;

посещать учебные занятия, различные мероприятия по согласованию с директором Центра или его заместителем;

приобретать и передавать Центру игрушки, учебные, наглядные пособия, оборудование, мебель и т.д.

12.5. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

нести ответственность за воспитание детей, их подготовку к получению образования в Центре;

посещать родительские собрания, другие собрания, требующие
их присутствия;

присутствовать при проведении психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития в центре, обсуждать результаты обследования;

своевременно информировать Центр о невозможности посещения Центра по причине болезни или другой уважительной причине;

посещать Центр по приглашению специалистов, руководства Центра;

компенсировать ущерб, который причинили имуществу Центра
их дети;

выполнять Устав Центра и локальные нормативные правовые акты Центра.

12.6. Иные права и обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются  Кодексом       об образовании Республики Беларусь.

12.7. Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления своей профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Центра;

участие в управлении учреждением образования;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Министерством образования.

12.8. Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся;      

обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых
для получения образования лицами с особенностями психофизическими развития; 

нести ответственность за жизнь и здоровье, обучающихся во время образовательного процесса, при проведении внеурочных, внеклассных, культурно-просветительских, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий;

обеспечивать соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности и санитарного состояния рабочего места;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию
с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

соблюдать  Правила педагогических работников, утвержденные приказом Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 года.

12.9. Иные права и обязанности педагогических работников Центра устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

12.10. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.

12.11. К иным работникам Центра относятся работники, не являющиеся педагогическими. Права и обязанности иных работников учреждения образования устанавливаются актами законодательства, Уставом и иными локальными правовыми актами учреждения образования, заключенными с ними трудовыми договорами.

 

ГЛАВА 13

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

13.1. Целью диагностической деятельности Центра является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.

13.2. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия. Состав  и порядок деятельности психолого-медико-педагогической комиссии определяются Министерством образования.

13.3. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

выписка из медицинских документов;

медицинская справка  состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

педагогическая характеристика, представляемая учреждением, в котором учится или воспитывается ребенок.

13.4. Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.

13.5. По результатам психолого-медико-педагогического обследования оформляются протокол и заключение Центра с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании ему коррекционно-педагогической помощи, о типе или виде учреждения образования, создании специальных условий для получения образования.

13.6. Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития в соответствии с рекомендациями, содержащимися в заключении  Центра, осуществляются с письменного согласия его законного представителя.  Законному представителю ребенка с особенностями психофизического развития в случае его несогласия с рекомендациями Центра должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении Центра, подписывается законным представителем и директором Центра, а в случае отказа законного представителя необходим поставить подписи членам психолого-медико-педагогической комиссии.

13.7. В Центре получают образование лица с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии. Порядок отнесения видов нарушений в физическом и (или) психическом развитии к тяжелым и множественным определяется Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.

13.8. В Центре может быть создан кабинет учебного оборудования.

13.9. В Центр, координирующий деятельность в сфере специального образования на территории Узденского района, организациями здравоохранения при наличии клинического диагноза с признаками явных нарушений в физическом и (или) психическом развитии с согласия законного представителя ребенка, предоставляются сведения о ребенке               с особенностями психофизического развития.

 

ГЛАВА 14

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ, МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА     И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ, ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

14.1. В Центре организуется консультативная деятельность с обучающимися с особенностями психофизического развития,  их законными представителями, педагогическими работниками.

14.2. Центр организует методическую деятельность  по сопровождению интегрированного (развитию инклюзивных процессов в образовании) обучения и воспитания, обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования.

14.3.  Для совершенствования научно-методического обеспечения специального образования в Центре могут создаваться учебно-методические объединения.

14.4. Для координации деятельности учебно-методических объединений в сфере специального образования, осуществления взаимодействия с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение специального образования, в Центре может создаваться методический совет.  Положения об учебно-методических объединениях в сфере специального образования, положение о методическом совете учреждения образования утверждаются Министерством образования.

14.5. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь направлены на предупреждение и разрешение психологических проблем, связанных с рождением в семье ребенка с особенностями психофизического развития, преодоление последствий кризисной для семьи ситуации, повышение психологической культуры и степени информированности законных представителей о возможностях специального образования и коррекционно-педагогической помощи;

14.6. Информационно-аналитическая деятельность Центра обеспечивает анализ количественных и качественных показателей контингента лиц с особенностями психофизического развития, сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания, информационное обслуживание педагогических работников и законных представителей по актуальным проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

14.7. Информационно-аналитическая деятельность Центра направлена  на решение следующих задач:

создание и ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития;

разработку на основании банка данных прогнозов потребности лиц
с особенностями психофизического развития в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи, оптимизации сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания;

сбор, накопление и систематизацию справочных и информационно-аналитических материалов;

информационно-просветительскую деятельность по актуальным проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

 

ГЛАВА 15

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

15.1. Образовательный процесс в Центре строится на основе принципов государственной политики в сфере образования, образовательных стандартов, достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов, на педагогически обоснованном выборе форм, методов, средств обучения и воспитания, культурных и духовных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры, современных образовательных и информационных технологий.

15.2. Центр – учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

15.3. Прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения  и реабилитации в порядке, установленном  для приема (зачисления) лиц для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования. Прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования в части, не урегулированной Кодексом об образовании Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с Положением об учреждении специального образования или его виде. Зачисление в Центр оформляется приказом директора Центра на основании заявления законных представителей, медицинской справки о состоянии здоровья, заключения Центра.

15.4. Образовательный процесс в Центре организуется в режиме пятидневной учебной недели. Время пребывания обучающихся – 10,5 часов, в группе/классе с круглосуточным пребыванием – 24 часа.

15.5. Вопросы организации образовательного процесса в Центре (формы организации, организация обучения по четвертям, продолжительность каникул, наполняемость групп, классов, аттестация обучающихся с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями) регулируются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании. Порядок создания специальных групп, специальных классов  и организации образовательного процесса в них определяется Министерством образования.

15.6. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с  учебным планом специального образования и программой специального образования, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, на основе которого разрабатывается учебный план Центра.

К учебным планам специального образования относятся учебные планы специального образования на уровне дошкольного образования;  учебные планы специального образования на уровне общего среднего образования; индивидуальные учебные планы.

К учебным планам специального образования на уровне дошкольного образования относятся учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии; учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии на  текущий учебный год.

К учебным планам специального образования на уровне общего среднего образования относятся учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии; учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии на текущий учебный год; учебный план центра коррекционно-развивающего  обучения  и реабилитации для учащихся с расстройствами аутистического спектра; учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с расстройствами аутистического спектра на текущий учебный год.

Учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом  развитии и учебный план второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются  техническими  нормативными правовыми актами и включают в себя перечень образовательных областей, учебных предметов, содержащих основы знаний об окружающем мире, доступные для освоения указанными лицами, а также обеспечивающих приобретение ими навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков, устанавливают количество учебных часов на проведение коррекционных занятий и общее количество учебных часов на группу, класс.

Учебные часы, предусмотренные учебным планом центра коррекционно - развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, учебным планом второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в государственных учреждениях образования финансируются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Учебные часы, определенные на проведение коррекционных занятий, не учитываются в максимально допустимом объеме учебной нагрузки в неделю на одного воспитанника, учащегося.

Индивидуальный учебный план устанавливает перечень образовательных областей, учебных предметов и их объем для лица    с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, с расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальной недостаточностью с учетом структуры и степени тяжести имеющихся у него нарушений. 

Индивидуальный учебный план разрабатывается  Центром на основе учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, учебного плана второго отделения специальной школы, специализированной школы-интерната для детей с интеллектуальной недостаточностью, типового учебного плана центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии и утверждается руководителем Центра.

К программам специального образования относятся программы ранней комплексной помощи, учебные программы  специального образования на уровне дошкольного образования.

 15.7. Образовательный процесс в Центре организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

 15.8. Для обучающихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.  Общая продолжительность и сроки каникул устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

15.8. Основной формой организации образовательного процесса
в Центре является учебное занятие, занятие, практика, иные формы.

15.9. Оценка результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.

15.10. В Центре используется учебно-программная документация образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования, к которым относятся учебные планы и учебные программы, могут реализовываться программы дополнительного образования детей и молодежи. Порядок их разработки, согласования и утверждения, их содержание и виды устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании.

15.11. К учебно-методической документации относятся методики обучения и воспитания, образовательных областей, тем, проведения коррекционных занятий, методические указания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма, иная документация, предусмотренная положением о соответствующем типе или виде учреждения образования.

15.12. Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать учреждение образования, создаются условия  для получения специального образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения специального образования на дому определяется Министерством здравоохранения. Образовательный процесс на дому для получения специального образования на дому организуется  Центром по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития. В целях социализации лица с особенностями психофизического развития, получающего специальное образование на дому, учебные занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий, занятий на дому и в Центре.

Решение о получении специального образования на дому, организации учебных занятий, занятий на дому или на дому и в Центре принимается управлением по образованию Узденского районного исполнительного комитета, по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития на основании его заявления, заявления законного представителя несовершеннолетнего лица, заключения  Центра, а также заключения врачебно-консультационной комиссии. Порядок организации получения специального образования на дому определяется Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.

15.13. Срок получения образования в Центре на уровне общего среднего образования составляет 10  лет.

15.14. Получение образования в Центре осуществляется  в очной форме.

15.15. Обучающимся, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, выдается свидетельство о специальном образовании.

15.16. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества  образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

ГЛАВА 16

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

 

16.1. Центр оказывает коррекционно-педагогическую помощь, являющуюся видом педагогической помощи, включающей  в себя  педагогические мероприятия (логопедические, тифлопедагогические, сурдопедагогические и иные) и содействующей освоению содержания образовательных программ основного образования на уровне специального образования лицами с особенностями психофизического развития, имеющими стойкие или временные трудности в его освоении.  Содержание коррекционно-педагогической помощи, порядок  и условия ее оказания в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации определяются Министерством образования.

16.2. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на создание специальных условий при получении основного или дополнительного образования, получение коррекционно-педагогической помощи при наличии заключения Центра или справки
об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

16.3. Социальная реабилитация лиц с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями  осуществляется посредством организации их творческой деятельности, физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширения социальных связей, мероприятий по восстановлению и (или) компенсации утраченных или нарушенных функций организма, иных видов социальной реабилитации.

16.4. Социальная реабилитация лиц с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями включает комплекс мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма, уровня самообслуживания, общения и создания оптимальных условий для их интеграции в общество.

 

ГЛАВА 17

РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ

 

17.1. В Центре осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с  нарушениями развития и риском их появления.                 

17.2. Ранняя комплексная помощь включает выявление детей             с нарушениями развития и риском их появления, обследование, реабилитацию, коррекцию нарушений в  физическом и (или) психическом  развитии, индивидуализированное обучение ребенка  с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или Центре.

17.3. Содержание работы определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки индивидуальных программ ранней комплексной помощи. Программа  ранней комплексной помощи является техническим нормативным правовым актом, разрабатывается для ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет, направлена                  на стимулирование его развития, активизацию механизмов адаптации, компенсации, исправление и (или) ослабление имеющихся у него нарушений в физическом и (или)  психическом развитии, нормализацию его жизненного цикла, и утверждается Министерством образования.

 

ГЛАВА 18

СВЕДЕНИЯ О СОЗДАНИИ, РЕОРГАНИЗАЦИЯХ, ПЕРЕИМЕНОВАНИЯХ ЦЕНТРА

 

18.1. Государственное учреждение образования «Узденский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – Центр) создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О  государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», и иными законодательными актами Республики Беларусь, зарегистрированного решением Узденского районного исполнительного комитета от 30 мая 2014 года за № 690350520, предыдущая регистрация 08 января 2014 года.

18.2. Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Узденский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Устав вступает  в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 19

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ

И ЛИКВИДАЦИИ ЦЕНТРА

 

19.1. Создание, реорганизация и ликвидация Центра осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.

19.2. Решение об изменении вида, реорганизации, ликвидации Центра принимается Учредителем на основании оценки последствий таких решений с учетом количества лиц, подлежащих обучению                    и   воспитанию на уровне общего дошкольного образования,                             на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования на этой территории.

19.3. В случае реорганизации, ликвидации Центра, прекращения действия лицензии на образовательную деятельность, Учредитель принимает меры по переводу воспитанников с согласия законных представителей несовершеннолетних воспитанников в иные учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 20

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ 

В УСТАВ ЦЕНТРА

 

20.1.  Изменения и (или) дополнения в настоящий Устав Центра вносятся после их утверждения Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 21

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЦЕНТРА

 

21.1.  Центр в соответствии с законодательством имеет право:

осуществлять образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет,  коррекционно-педагогическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи;

формировать структуру и штатное расписание

участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной
и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению специального образования;

осуществлять международное сотрудничество в сфере специального образования;

осуществлять иные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

21.2. Центр обязан обеспечивать:

качество образования;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

материально-техническое обеспечение образовательного, коррекционно-педагогического, реабилитационного процессов       в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами;

создание безопасных условий при организации образовательного, коррекционно-педагогического, реабилитационного процессов;

разработку и принятие правил внутреннего трудового распорядка, правил внутреннего распорядка для обучающихся, педагогических и иных работников Центра;

моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников Центра;

меры социальной защиты обучающихся;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи обучающимся;

ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в Центр со свидетельством государственной регистрации, уставом,  а по их требованию – и с учебно-программной документацией;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Иные обязанности Центра устанавливаются Кодексом  Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

 

 

свернуть
Меню раздела