Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка. Однако речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит – можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем. Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Доказано, что ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии. Первый год жизни (подготовительный возраст) – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на 4 этапа
Первый этап (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций. Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный.
1 месяц. Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение – кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».
2 месяц. Быстро отвечает улыбкой при общении. Кричит с разной интонацией. Начинает гулить.
3 месяц. Внимательно слушает обращенную к нему речь. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Второй этап (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета). Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Лепет–воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца
4 месяца. Теперь малыш пытается подражать интонациям взрослых и способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими членами семьи. Звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.
5 месяцев. Гуление плавно переходит в лепет. Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).
6 месяцев. Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»). Подолгу общается сам с собой. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!
Третий этап (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета.
7 месяцев. На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д.
8 месяцев. В этот период формируется понимание речи окружающих. Дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Понимает и выполняет простые просьбы типа «дай ручку». Повторяет за взрослыми слоги и жесты.
9 месяцев. Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
10 месяцев. Произносит первые лепетные слова: ма-ма, па-па, ба-ба. По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки, ручки.
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов. Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням», «дай», «на». Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание. Понимает значение слова «нельзя». От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
1 – 1,5 года. Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас. Выполняет поручения взрослых. Подражает различным звукам (мяукает, жужжит). Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст. Пытается связать в предложение два слова. В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.
1,5 – 2 года. Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых. Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой. К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал). Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?». В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.
2-2,5 года. Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи. Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными). Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми. В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).
2,5 -3 года. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, ребенок использует простые предложения.
Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «синюська» – свинюшка. К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка. Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро). Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить). В 3 года ребенок имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.
Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к специалисту. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.