Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с использованием дидактических игр

В  раннем  возрасте  в  структуре  социального  развития  особое  место занимают  социальные  навыки,  которые составляют  совокупность специфических  навыков, которые индивид   применяет

в различных ситуациях и которые являются обязательными.   Например, в  раннем  детстве  на  первое  место    выходит        самостоятельность 

в  самообслуживании.  Восприимчивость  нервной  системы  ребенка  дает  возможность  взрослым  научить  его определенной  последовательностью  действий,   из   которых,   благодаря     интересу   

и  вниманию  ребенка,  формируются  определенные  навыки.  Если данное  время  будет  упущено,  то  будут  сформированы  «неправильные» действия, которые автоматизируются и ребенок привыкнет к небрежности,  как   в   действиях   с   предметным   миром, 

так  и  в  поведении  и  общении с другими людьми.

Формирование социальных навыков у детей раннего возраста это процесс, в результате которого дети приобретают социально-бытовой ориентировку, обучаются элементарным навыкам самообслуживания.

Социальные навыки в раннем возрасте формируются в ходе повседневной жизнедеятельности, которая протекает во взаимодействии со взрослым.

Формирование социальных навыков у детей раннего возраста через формирование первичной трудовой деятельности. Дети раннего возраста активны и любознательны. Их интересует все, что делают окружающие их взрослые —  родители и воспитатели.

Малыши не просто наблюдают за ними, но и пытаются вмешаться в их действия.

Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.  Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживания), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.д.). Взрослые члены семьи показывают малышу, как и что надо делать, как чисто вымыть руки, как одеться, куда класть вещи, как раскладывать игрушки. Показывая детям различные приемы, родители учат их добиваться лучших результатов при наименьшей затрате сил; рассказывают, для чего нужно, т.е. какова цель труда.

Формирование навыков самообслуживания начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая детей мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.

Для наглядности мы рекомендуем использовать алгоритмы мытья рук.  А    также    для    создания    у    детей     хорошего       настроения и положительного настроя, использовать разные потешки.

Обучая ребенка снимать одежду, родители должны сопровождать свои действия словами, обозначающими последовательность (расстегивать сперва пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать вещи. Приучать ребенка к опрятности следует уже с раннего возраста. Родитель может сказать как, огорчится туфелька если, у неё смят задник или не застёгнуты ремешки.

Ещё разговариваем о том, что в шкафу и на стульчиках где, хранится одежда, поселится «Бордачёк», и помнёт, всю одежду от чего она будет некрасивая. А к детям, которые ленятся одеваться, приходит «Зайка Неумейка» и очень просит их показать, как правильно одеть колготки или футболку. Обязательно хвалим  ребенка  за успехи   и  старания, даже если не всё получается, важно не отбить желание выполнять посильные действия самостоятельно.

Во время раздевания и одевания на прогулку эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками. Одновременно  ребенок  и  повторяет,  и  запоминает  название  частей одежды,  вместе  со  слуховым  анализатором   здесь   включается     еще

и зрительный анализатор. А также для сюжетных игр и инсценировок нужна такая   кукла, которую можно одевать.

Для  формирования  самостоятельности  в  самообслуживании у детей мы рекомендуем использовать художественную литературу:  рассказы Л. Воронковой  «Маша-растеряша»,  В. Осеева  «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто  «Девочка чумазая», З. Александрова «Что взяла, клади на место», «Топотушка», Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», С. Капутикян «Кто скорее допьет», потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела».

Необходимо привлекать ребенка к выполнению несложных трудовых поручений: принеси .. , положи .. , подержи .. , отнеси (передай) .. , позови и т.д.

В раннем возрасте хозяйственно-бытовой труд в основном сводится к выполнению ребёнком  простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. Важно, чтобы труд завершался наглядным результатом – тогда ребенок осознает его значимость, необходимость.

Для развития малышей очень важно наблюдение за трудом взрослых.

Дома ребенок имеет возможность наблюдать за трудом своих родителей: приготовлением пищи, стиркой, уборкой квартиры, каким-либо ремонтом. Вместе с родителями малыши ходят в магазин, поликлинику. Все увиденное ребятами мы затем отражаем в сюжетных играх: кормление куклы, мытье посуды, стирка кукольной одежды, ее глажка, купание куклы, поход в магазин, ремонт мебели и т.д. Эти игры нравятся всем малышам.

 Ребенка  нужно  приучать  убирать  игрушки,  несмотря   на то, что они сами к этому не стремятся, а на просьбы взрослого откликаются единицы. И поэтому нужно использовать игровые приёмы, чтобы заинтересовать и направить ребенка на трудовые действия.

Одной из важнейших задач привлечения ребенка раннего возраста к трудовой деятельности в природе является развитие познавательного процесса к природным объектам, формирование положительного отношения к ним, навыков бережного обращения.

В связи с возрастными возможностями, трудовая деятельность малышей ограничена, необходимо помнить, что им важен не результат, а  процесс  деятельности  в   природе,   который         осуществляется под контролем взрослого.

Маленькие  дети  рады  любому  общению  с  взрослым,   а их совместная деятельность помогает установить контакт друг с  другом, вселяет в малыша уверенность, что у него все получится. Благодаря совместной деятельности с взрослым уже в раннем возрасте ребенок начинает осознавать себя членом семейного коллектива и вносит свой посильный «вклад» в общие дела семьи. Участие в делах родителей формирует у малыша чувство связанности с мамой и папой, позицию «я помощник». В дальнейшем это станет одним из мотивов его активного участия, содействия в делах взрослых.

Участвуя вместе с родителем в повседневных делах, следуя примеру взрослых, малыши приобретают необходимые социальные навыки.

Комплекс дидактических игр, направленных, на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста 

  1. Дидактическая игра «Водичка, вода!».

      Цель: Воспитание самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

      Оборудование: две куклы.

      Ход занятия: Взрослый показывает ребенку двух кукол и поясняет, что куклы хотят кушать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает:

 - Что необходимо им сделать?

 - Надо вымыть куклам руки!

Попросим водичку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает ребенку, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее  предлагает  ребенку   вымыть  свои  руки  и  лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

  1. Дидактическая игра «Чистые ручки».

     Цель: Развитие навыка мытья рук у детей раннего возраста.      Оборудование: Заяц резиновый.

     Ход занятия: Взрослый говорит ребенку:

"Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

  1. Дидактическая игра «Лодочки».

         Цель:  Развитие навыка последовательного мытья рук, подражание действиям взрослого.

         Ход занятия: Взрослый поясняет ребенку, что при мытье рук необходимо соблюдать определенную последовательность действий: 1. засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");

  1. открыть кран; 3. сложить ладони рук "лодочкой"; 4. подставить руки под струю воды; 5. закрыть кран; 6. вытереть руки полотенцем. Затем ребенку предлагают выполнить действия самостоятельно, подражая взрослому, который контролирует действия ребенка.

4. Дидактическая игра «Перчатки».

           Цель:  Развитие навыка намыливания рук с внешней и внутренней стороны.

           Ход занятия: Взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить самостоятельно эти движения. Движения необходимо повторять до тех пор, пока не образуется пенка. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:                         Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,                         Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!                         В кране булькает вода. Очень даже здорово!                         Моет рученьки сама Машенька Егорова                              (взрослый называет имя ребенка).                     Знаем, знаем да, да, а! Где тут прячется вода!

         В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

5. Дидактичекая игра «Чистюля».

Цель: Развитие навыка умывания.

Ход занятия: Взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

 

Выходи, водица, мы пришли умываться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку…

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»

  1. Дидактическая игра «Делаем прическу».

Цель: Развитие навыка держать в курсе в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Ход занятия: Взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

  1. Дидактическая игра «Чистые зубки».

Цель: Развитие навыка чистки зубов у детей раннего возраста.

Ход занятия: Взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки:

одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубки. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

  1. Дидактическая игра «Фонтанчики».

Цель: Развитие навыка полоскать рот.

Ход занятия: Взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

  1. Дидактическая игра «Юный доктор».

Цель: Развитие навыка пользоваться носовым платком.

Ход занятия: Взрослый демонстрирует ребенку куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Взрослый произносит потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будет носик вытирать!

Взрослый показывает ребенку, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает ребенку повторить действие.

  1. Дидактическая игра «Курносики».

Цель: Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Ход занятия: Взрослые произносит потешку, демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана), будем нос им вытирать (показывает действие с платком).

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Взрослый просит ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.