Рекомендации

Одинокая мама особого ребенка

Одинокая мама особого ребенка

 

Одинокая мама... Какие разные ассоциации вызывает это словосочетание у современных людей. Одни стыдливо отводят глаза от сожаления – какая непростая у нее жизнь, без поддержки, без денег! – другие, напротив, с вызовом и осуждением смотрят вслед: мол, сама виновата, надо было быть умней… Но есть особая категория матерей одиночек, которых и вовсе понять невозможно…

 

Одинокая мама и ее особый ребенок

Мало кому известно о том, что «одинокая мама» – величина не постоянная: людям проще воспринимать все буквально и видеть только то, что есть здесь и сейчас, в данную минуту. Им абсолютно все равно, что женская судьба разделена на два отнюдь не идеально равных, скорее, рваных промежутка: «ДО» появления ребенка на свет и «ПОСЛЕ».

Только в отличие от стандартного случая, когда безоблачные минуты радостного ожидания переходят в самодостаточное, среднестатистическое привычное счастье материнства, вторая часть в «особом случае» — это жизнь, разбитая на осколки. Жизнь, в которой заканчивается все: любовь, надежды, мечты.

Человек, который клялся всегда быть рядом, «в горе и радости» оказывается трусом и бежит, как можно дальше, друзья, с которыми еще совсем недавно понимали друг друга с полуслова, в страхе не знают, как себя вести, просто сидя рядом, родственники, которые так же не понимают, что им делать...

В чем? Почему? Почему я одна? — задает себе вопрос каждая такая женщина. Почему, в момент, когда больше всего на свете нужна поддержка, важнее воздуха необходимо понимание – обычное человеческое участие?  Причин много:

  • страхи ближайшего окружения из-за глупых штампов и стереотипов: в нашей стране привыкли ставить «крест» на не «таких, как все» еще до рождения, не дав ни единого шанса;
  • боязнь перед «а что же будет?» по причине элементарного отсутствия знаний, непросвещенности в вопросах жизни детей-инвалидов;
  • невозможности помочь, ощущения бессилия. Звучит странно, но факт: люди просто опасаются предложить помощь, потому что считают, что что-то сделают не так, ведь они просто не знают, как сделать все правильно;
  • нежелание обидеть «особую семью» своим обычным присутствием: наверняка же больно видеть здорового ребенка рядом с больным;
  • отказ принять на себя ответственность по причине обычного эгоизма: еще бы, отцы ждут идеальных детей, с помощью которых смогут самореализоваться, а получают… многочисленные массажи, иппотерапии и прочее-прочее-прочее.

Уязвимость и сила одновременно — как сочетается несочетаемое

Опять же, рулит общественный стереотип: люди считают, что одинокие мамы с детьми-инвалидами на руках (буквально ведь на руках, причем всегда, не в младенческом возрасте) только и делают, что существуют в трудностях и горе, ночами плачут в подушку, а видя обычных детей в песочнице соседского двора, ненавидят весь мир. Что уж говорить о моментах, когда окружающие говорят нечто такое, что способно глубоко ранить? Да, иногда все полностью так, иногда наполовину. А вообще – не совсем, точнее, совсем иначе.

Сквозь непостижимую боль и бесконечное отчаяние, мамы обретают силу, которая недоступна миллионам других. И заключается эта сила в умении по-другому смотреть на мир. Чудо, но мир, который недавно казался логовом жестокой несправедливости и зла, превращается в одну огромную любовь. И любовь эта во всем: в умении искренне радоваться каждой мелочи, ценить то, что есть и огромном желании сделать мир еще лучше.

К счастью, наш мир ежеминутно меняется, а вместе с ним эволюционируют и устаревшие взгляды большинства. Поэтому, как бы банально ни звучало, все в руках конкретной женщины: если одинокая мама сама не считает себя жертвой, человеком, вызывающим жалость или осуждение, то и окружающие будут воспринимать её соответствующим образом.

При таком положении дел, встретив случайный взгляд осуждения или жалости, мама его просто не заметит или, в конце концов, сделает вид, что его нет.  Научиться этому не просто, но можно. Это, скорее, вопрос выбора, чем возможностей. Пожелание мамам — будьте современными, модными, самостоятельными, самодостаточными, увлеченными. И вы увидите, что вы нужны, востребованы, интересны окружающим, будь вы хоть с тремя особыми детьми на руках.

Погружение в ребенка до дна: как избежать ошибок и не потерять себя

Как известно, женщины – существа терпеливые. Они терпят 9 месяцев постоянную тошноту и неудобства, проходят через жуткие родовые муки,  в «горящую избу» войдут, коль нужно, абсолютно не боясь вероятной физической боли от ожогов. А вот душевную боль они проживать не умеют: закрываются в своем «домике», словно улитки, сердечную створку забивают наглухо, могут даже табличку повесить «ЗАКРЫТО». И превращаются в «супер-мам».

Мамы-героини все делают, как надо: режим дня вплоть до секунд: занятия, диета, процедуры. Жизнь – накатанная колея. Родители: да что с ними станется, подождут, им все равно делать нечего, на пенсии носки вяжут да огородом занимаются. Подружка – по боку, мне некогда развлекаться, ребенка ставить на ноги – не в кафешке кофе распивать, напрасно растрачивая время. Маникюр, прическа: и так сойдет, все равно никому не нужна! Лучше деньги на санаторий отложу. Свидание, новые отношения? Вы  вообще о чем? Мужик внимания требует! А у меня ребенок, особенный, между прочим! Никакого сопричастия других, разгон 100% — и полный вперед. Заболеть и устать – Боже упаси, эта роскошь не для меня…

Стоит ли говорить, что нет ничего удивительного в том, что уже через пару лет такой жизни женщина попросту теряет ощущение себя: не индивидуальности, не харизмы. Просто СЕБЯ. Она становится безликой оболочкой, отворачивающейся от каждого, не видящей мира, ведь весь ее мир – это ее ребенок. Что делать, чтобы подобного «выгорания» не произошло  или если вы поняли, что дальше так жить нельзя?

Рекомендации:

  1. Живите, не думая о завтрашнем дне, отбросьте все «как» и «почему»: мотивируйте себя тем, что дети одиноких мам все интуитивно чувствуют и понимают. Если у вас не остается сил на себя уже сейчас, то очень скоро не хватит на все остальное.
  2. Не существуйте «в своей скорлупе», изолировавшись от социума. Постарайтесь выходить за рамки «четырех стен»: общайтесь с людьми-единомышленниками (в реальности, в интернете, на занятиях), учитесь не стесняться обычных семей.
  3. Не отказывайтесь от помощи близких родственников, боясь стать обузой или надоесть. Даже если вы «мама, сидящая с ребенком» дома, это не значит, что вам не нужен отдых – он нужен даже автоматическим механизмам. Если есть еще один, здоровый ребенок, привлекайте и его к уходу за братом/сестрой, но, разумеется, без фанатизма. Не забывайте, что жизнь другого чада, так же, как и ваша, должна выходить за пределы дома.
  4. Учитесь уделять время исключительно и только (!) себе. Да, особенный ребенок – это на всю жизнь. Но если задуматься, то любой ребенок для любящего родителя не менее важен. А вы, в первую очередь, индивидуальность, имеющая право на личную жизнь, женщина, которая ежедневно должна быть красивой, личность, имеющая море уникальных интересов и оригинальных хобби. Для этого нужно всего лишь не отказываться от возможности побыть отдельно от ребенка, хотя, не исключено, что поначалу будет очень трудно. Ходите в театры и музеи, салоны красоты, займитесь любимым делом или подработкой в сети – и вы заметите, что мир не вращается исключительно вокруг ваших проблем.
  5. Социализируйте чадо, не зацикливайте его на том, что он не такой только потому, что «слабый, бедный, несчастный». Учите чадо самостоятельности, совершенствованию навыков самообслуживания, общению с другими людьми, умению просить о помощи, если нужно.
  6. Помните, что «ограниченные возможности» — это не полное их отсутствие. Не отказывайтесь от вероятности если не снять «оковы» болезни, то хотя бы ослабить их. Не бойтесь увеличивать нагрузки и снимать табу: пусть у ребенка будет маленькая, но своя собственная обязанность «по дому», например, уход за растением или любимым животным.
  7. Наконец, один из самых трудных в исполнении аспектов ввиду состояния современного общества: появление с ребенком-инвалидом в общественных местах. Относитесь к людской бестактности правильно, ведь часто люди просто-напросто не знают, как выразить сочувствие, поэтому ведут себя навязчиво.

Если столкнулись с негативом – представьте, как далек от вас человек, не способный к чему-то доброму, просто пожалейте его и забудьте. Сохраняйте доброжелательность и не отказывайтесь от протянутой руки, даже если видите, что человек понятия не имеет о том, какова ваша реальная нужда. Не отвечайте злом на зло, а на незнание – раздражением. Спокойно отвечайте на те вопросы, на которые считаете нужным ответить в данный момент времени, талантливо переводя разговор в нейтральное русло. По крайней мере, до тех пор, пока не научитесь говорить о собственной жизни без ощущения внутреннего дискомфорта.

 

Дорогие мамы! Вы – не одиночки, а победительницы. Но только в том случае, если несете НАГРАДУ, а не крест. Для этого не нужно идеализировать мир. Нужно всего лишь ежедневно, понемногу, учиться смотреть на него под другим углом. И тогда даже одиночество уже не становится приговором, наоборот, в нем удивительным образом находятся свои плюсы. В конце концов, Омар Хайям давным-давно сказал что: «лучше быть одному, чем вместе с кем попало».

свернуть

«Роль сказки в жизни ребенка"

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений».

 В.А.Сухомлинский

    Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

     Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.

     Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

     Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

     Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

     Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

     В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки?  Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

     В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.

     Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

     Русские народные сказки играют большую роль в развитии у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.

     Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.

     Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая  и играя, не заменят никакие другие блага.                       

Прочитайте с детьми дома такие сказки:

«Петушок и бобовое зернышко»

«Кот и петух»

«Ворона»

«Гуси – лебеди»

«Лиса и журавль»

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали.

свернуть

Советы педагога социального

Уважаемые родители!

 

Особая роль в воспитании и обучении ребенка с особенностями в развитии принадлежит семье. Родители являются его первыми воспитателями, поскольку именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, приобретает различные умения и навыки.

Дети с нарушением в развитии развиваются по тем же законам, что и здоровые, но при этом обладают значительно меньшими возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому такой ребенок нуждается в длительном, правильно организованном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.

Даже ребенок, посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени проводит в семье, поэтому родители должны продолжать работу по его обучению и воспитанию, закреплять полученные умения и навыки в домашних условиях. В связи с этим родители нуждаются  в получении определенных знаний, чтобы процесс реабилитации их детей проходил непрерывно и давал лучшие результаты.

Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это очень серьезная ошибка, которую допускают многие родители и теряют драгоценное время.

Начинать регулярные занятия с малышом необходимо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а изо дня в день.

Очень важно, чтобы ребенок с особенностями в развитии овладел элементарными санитарно-гигиеническими и трудовыми навыками, навыками общения, имел представления об окружающем, был по возможности подготовленным физически.

Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития ребенка, являются адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексной реабилитации. Поэтому родители должны работать в тесном контакте со специалистами.

Начиная работу с ребенком, имеющим отклонения в развитии, родителям следует помнить следующие правила:

  1. Занятия необходимо начинать как можно раньше. Чем меньше ребенок, тем выше эффективность и результативность работы.
  2. Занятия будут успешны, если будут интересны для ребенка.
  3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и спокойно.
  4. Чаще хвалить ребенка в случае успеха. Не ругать в случае неудачи.
  5. Требования к ребенку должны быть систематическими и одинаковыми всех членов семьи.
  6. Обучение ребенка должно иметь практическую Слово обязательно сочетайте с действием.

Пожалуйста, помните, что:

"Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/ зрением/ руками /ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для  адаптации к жизни.

Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

"Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства  и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые - ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

 

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние.
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

 

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.

Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.

Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.

Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.

Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.

Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.

Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.

Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите  и т.д.

Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем. К сожалению,  есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это ваш ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.

Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.

Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

 

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕСЬ, ПОМНИТЕ -

 

С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

 

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

свернуть

Убережем детей от беды

Почти все дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность, их неудержимо манит это чудо природы. В возрасте от трех до пяти лет дети в своих играх часто повторяют взрослых, имитируя их действия, труд. В это время детям хочется все скорее узнать и испытать на себе. Стремление к самостоятельности особенно проявляется, когда дети остаются дома одни

Нельзя быть уверенным в том, что, оставшись один, ребенок не решится поиграть коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который однажды видел в лесу.

Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без присмотра. Это опасно, особенно если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу.

Что нужно делать для того, чтобы избежать пожара от детской шалости с огнем:

- рассказывайте детям о пожаробезопасном поведении;

- будьте примером во всех ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности;

- не оставляйте спички в доступном для детей месте;

- не поручайте детям разжигать печи, газовые плиты, самостоятельно включать электробытовые приборы;

- следите, чтобы дети не разжигали костры;

- уходя из дома, не оставляйте малолетних детей без присмотра взрослых;

- организуйте ребенку интересный досуг.

Личным примером учите их соблюдению правил пожарной безопасности. Только заботой о наших детях мы сможем предупредить пожары от шалости с огнем, сохранить свой дом, имущество и самое дорогое — жизнь ребенка.

свернуть

ТОП-20 «НЕЛЬЗЯ»: ПРИ ПОЖАРЕ

Пожар – критическая ситуация, требующая максимума собранности и четкости действий. Во время огненной ЧС важно и соблюдать правила безопасного поведения, и иметь верную психологическую установку, действовать адекватно условиям и не совершать ошибок. Какие «нельзя» помогут свести к минимуму риски усугубления огненных обстоятельств?

- НЕЛЬЗЯ поддаваться панике и позволять паниковать другим;

- НЕЛЬЗЯ переоценивать собственные силы и «бороться с большим огнем»: не подвергайте себя опасности, вызывайте спасателей по номеру 101 или 112;

- НЕЛЬЗЯ прятаться от огня в горящем помещении, под кроватью или в шкафу;

- НЕЛЬЗЯ оставлять без помощи детей и пожилых людей, которые физически не способны на самоспасение;

- НЕЛЬЗЯ разбивать стекла в горящих помещениях: это приведет к увеличению температуры и площади пожара;

- НЕЛЬЗЯ оставлять открытыми окна в горящих помещениях: уменьшение доступа кислорода значительно «сдержит» масштабы пожара;

- НЕЛЬЗЯ тушить электроприборы водой: накройте горящий прибор плотной тканью или засыпьте пламя песком, землей, стиральным порошком;

- НЕЛЬЗЯ приближаться к горящим газовым плитам и канистрам с горючей жидкостью;

- НЕЛЬЗЯ самостоятельно тушить газовые баллоны;

- НЕЛЬЗЯ входить в объятые пламенем или задымленные помещения (даже за вещами!): собирать документы и ценности можно лишь при пожаре на ранней стадии;

- НЕЛЬЗЯ в задымленном помещении идти в полный рост: пригнитесь, опуститесь на четвереньки (опасные продукты горения концентрируются на высоте человеческого роста и выше);

- НЕЛЬЗЯ дышать дымом и продуктами горения: закрывайте рот тканью, при возможности – мокрой. Если нет ткани, дышите хотя бы через рукав, и помните: ткань защищает только от дыма, а не от вредных продуктов горения;

- НЕЛЬЗЯ открывать дверь в квартиру, если очаг возгорания находится за ее пределами (но впускать в квартиру людей, ищущих у вас спасение, обязательно нужно!);

- НЕЛЬЗЯ оставлять открытыми двери, покидая горящие помещения: плотно закрытые двери (не на ключ!) «преградят» путь распространению огня;

- НЕЛЬЗЯ выбираться из горящей квартиры на верхних этажах по водосточным трубам или самодельным «канатам», выпрыгивать из окон: убегайте в самую дальнюю комнату, плотно закрывайте двери и ждите спасателей;

- НЕЛЬЗЯ продолжать движение в загоревшемся на ходу автомобиле: немедленно остановитесь, поставьте машину «на ручник» и заглушите двигатель, отойдите подальше (возможен взрыв);

- НЕЛЬЗЯ медлить ни секунды, если на человеке загорелась одежда: обездвижьте его, уложив на землю, облейте водой, засыпьте землей, песком, снегом, стиральным порошком, накройте плотной тканью;

- НЕЛЬЗЯ двигаться и бегать, если одежда горит на вас: падайте на землю, в лужу или в сугроб, активно перекатывайтесь, зовите на помощь;

- НЕЛЬЗЯ забывать про вызов пожарных: сообщайте в Службу спасения о загорании! Не переоценивайте свои силы и не упустите момент, когда ситуация выйдет из-под контроля;

- НЕЛЬЗЯ находиться в зоне проведения спасательных работ и работ по тушению пожара, вмешиваться в работу спасателей.

свернуть

Игры с предметами для детей с интеллектуальной недостаточностью

Игры с предметами развивают мелкую моторику; сенсорные, мыслительные, творческие и конструкторские способности детей.

 

Счетные палочки

Из счетных палочек можно выкладывать разные фигуры:

 

  • длинную дорожку с чередующимися по цвету палочками;
  • несколько дорожек разной длины и разных цветов;
  • цветочек с лепестками;
  • лесенку, железную дорогу;
  • домик, башенку.

 

Длинный шнурок

Из шнурка можно выкладывать разные фигуры:

 

  • геометрические (круг, овал, треугольник, квадрат и т.д.);
  • цифры, буквы;
  • облако, цыпленка, яблоко и т.д.

 

Веселые прищепки

  • Наденьте прищепки на связанную в кольцо веревку и предложите ребенку снять их.
  • Предложите малышу прикреплять лучики (желтые прищепки) к солнышку (желтому кругу, вырезанному из картона).
  • Можно прикреплять колючки (прищепки) на спинку ежика (картонный силуэт).
  • Приготовьте вытянутый трапециевидный картонный силуэт (ствол елки) и на него с разных сторон прикрепляйте шишки (прищепки).
  • Можно вешать на новогоднюю елку (картонный силуэт елки) игрушки (прищепки).
  • Из прищепок можно конструировать самолетик, длинную змею, крокодила.

 

Сыпучие игры

  • Запрячьте в речном песке (или муке, пшенной крупе) много фасолин. Поручите ребенку вынимать оттуда фасолины и собирать в миску.
  • Поручите малышу пересыпать из миски через воронку манку (рис, пшено) в банку с узким горлышком.
  • Возьмите с ребенком прямые макароны и нанижите их на шнурок - получатся бусы. Предварительно макароны можно раскрасить акриловой или гуашевой краской.

 

Пластилинография

  • Нанесите тонким слоем пластилин на картон и предложите вдавливать в него крупинки пшена, гречки или риса, а из фасоли или макарон можно выложить дорожку.
  • Вырежьте из картона определенную фигуру, нанесите на нее тонким слоем пластилин соответствующего цвета. Если это зеленый огурец - украсьте пластилин чечевицей, если красное яблоко - фасолью, желтый банан - пшенкой.

 

Игры с деревянным строительным конструктором

  • Строим из кубиков башенку или дом, а вокруг возводим заборчик из кирпичиков.
  • Из кубиков и кирпичиков делаем мебель: стол, стулья, кровать, шкаф, диван.
  • Сооружаем из кубиков и кирпичиков арку, мост, лесенку и т.п.
  • Собираем из строительного материала теплоход, самолет, поезд, машину.

 

свернуть

Играем и развиваемся вместе

Подвижные игры в работе с детьми с ОПФР

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию учителя-дефектолога родители могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное время.

 

Подвижные игры, используемые в работе с детьми с ОПФР, можно разделить на три условные категории:

- способствующие развитию фонематического восприятия;

- направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;

- для активизации словарного запаса.

Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтересованность в них самих детей, потому все они должны проводиться  живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую школьники изучают на коррекционно-развивающем занятии. Подвижные игры, соединённые с дидактическими задачами обучения, развивают  активность детей.

 

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия:

 

«Волшебный колокольчик»

Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: колокольчик.

Сначала предлагается детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.

Дети идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо, дети приседают, когда громко — бегут по кругу.

 

«Ушки на макушке»

Цели: развивать слуховое внимание, умение различать ни слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; воспитывать быстроту решений.

Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик.

Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее названное: «Услышите звучание бубна — попрыгайте на месте, погремушки — покружитесь, колокольчика — поднимите руки».

 

«Ловишка»

Цели: развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность.

Оборудование: фанты (мелкие игрушки) для каждого ребенка.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловишка. Играющие идут по кругу со словами:

Вместе дружно мы играем,

От ловишки убегаем.

Поскорей за мной беги,

Раз, два, три — лови!

На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их взрослому.

Задание каждому фанту.

 

«Выложи слово из букв»

Цели: закрепить знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; формировать умение прыгать на одной ноге; развивать ловкость, быстроту, умение работать в коллективе.

Оборудование: набор кубиков с изображением букв, предметные картинки, две подставки.

Дети разбиваются на две команды, игроки каждой из которых выстраиваются у подставок. На противоположной от команд стороне группы на стульях лежат кубики с буквами. Для каждой команды выставляются на подставке картинки с изображением какого-либо предмета или объекта (например, маки или розы). По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за кубиком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой. Каждая  команда складывает слово из принесенных кубиков. Выигрывает команда, игроки которой допустили минимальное количество ошибок.

 

Игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи:

 

«Прятки»

Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать пространственные представления.

Оборудование: игрушки.

Ведущий закрывает глаза и произносит следующие слова:

Разбегайтесь-ка, ребятки,

Начинаем играть в прятки.

Спрячь игрушку далеко,

Не найдет ее никто!

 

Дети берут игрушки со стола, разбегаются по комнате и прячут их в разных местах.

Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает или показывает: «Я спрятала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т.д.

Игра повторяется несколько раз.

 

Игры для активизации словаря детей:

 

«Найди свою маму»

Цели: закрепить в словаре детей названия домашних животных и их детенышей; учить по сигналу изменять направление движения; развивать быстроту реакции.

Оборудование: маски домашних животных и их детенышей.

Дети разбиваются на пары: «корова» с «теленком», «коза» с «козленком», «кошка» с «котенком» и т.д.

Взрослый произносит следующие слова:

Вышли мамы погулять,

Своих деток показать.

Дружно ноги поднимают,

Головой своей кивают.

Побежали по дорожке,

Не устанут наши ножки.

(Дети выполняют движения, перемещаясь по комнате.)

 

Налетела тучка темная,

Загремел весенний гром.

Наши детки испугались,

По лужайке разбежались.

(Дети-детеныши разбегаются по группе и прячутся в разных местах.)

 

Снова солнышко сияет

И гулять всех приглашает.

Стали мамы деток звать,

Малышей своих искать.

(Взрослый предлагает по очереди детям, изображающим животных-мам, позвать своих деток.)

 

«Корова»: «Му-у-у». «Теленок» выходит к «маме», подражая мычанию настоящего теленка: «Му-у».

«Свинья»: «Хрю-хрю-хрю», «Поросенок» ей отвечает: «Хрю-хрю-хрю» и подбегает к своей «маме-свинье» и т.д.

 

Игра-эстафета «Накроем стол»

Цели: активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду; развивать выдержку, умение начинать движение по сигналу взрослого.

Оборудование: игрушечные посуда, газовая плита, два стола.

Детям можно предложить накрыть стол к чаепитию, к обеду и т.д.

На большом столе вперемешку стоят отдельные предметы трех видов посуды.

 

«Во саду ли, в огороде»

Цели: закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах; упражнять в беге по кругу, в выполнении движения по сигналу взрослого; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: муляжи или картинки овощей, фруктов, ягод; обруч, корзинки.

Взрослый  произносит следующие слова, после которых, дети начинают бег друг за другом вокруг обручей:

Во саду ли, в огороде

Сбираем урожай.

Стоп! В мою корзинку

Любой овощ полезай!

 

С последним словом, произнесенным взрослым, дети берут муляж (картинку) любого овоща из своего обруча.

- Ваня, что ты положил в корзинку?

- Я положил в корзинку капусту.

- Света, какого цвета твой помидор?

- Красного.

(Взрослый дает оценку правильности выполнения задания.)

 

Дети снова встают по окружности своих обручей и начинают вокруг них прыгать на двух ногах:

Во саду ли, в огороде собираем урожай.

Стой на месте! Быстро, быстро ягодку срывай!

(Взрослый спрашивает, какие ягоды они сорвали.)

В третий раз дети идут на носочках вокруг своих обручей:

Во саду ли, в огороде

Собираем урожай

Стой! С любого дерева

Фрукты собирай!

Взрослый задает детям следующие вопросы: «Какой формы яблоко? Какого цвета груша? Какой по вкусу лимон?»

В конце игры педагог предлагает детям положить в обруч из своих корзинок только овощи, только фрукты, только ягоды. 

свернуть

Семья без насилия

Правила общения в семье

10 заповедей для родителей

 

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!

1.Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.     

2. Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.    

3. Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай,  что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся  к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.    

4. Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать  не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».   

5. Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: «Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.   

6. Потакание!

  Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.   

7. Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность  в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.   

8. Требуйте соответственно возрасту ребенка!

  Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!   

9. Прислушайтесь к своим словам!

  Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты, и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»   

10. Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая  их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

свернуть

Опасный дым. Пассивное курение

Опасный дым. Пассивное курение

     Каждые 6 секунд курение становится причиной смерти одного человека. Ежегодно в мире из-за последствий табакокурения умирают около 6 млн человек. Причем причиной смерти свыше 600 тысяч из них является пассивное курение (воздействие так называемого вторичного табачного дыма).

     Пассивным курением называется ненамеренное вдыхание воздуха, содержащего табачный дым. При этом в организм человека, находящегося в прокуренном помещении, при вдохе попадает около 60 % опасных токсинов, содержащихся в сигаретном дыме. Именно поэтому вы подвергаете опасности свое здоровье, находясь в помещении с курящим человеком, даже если вы не курите.

 

 

    Что такое пассивное курение?

     При пассивном курении происходит вдыхание продуктов сгорания табака. Таким образом, получить дозу токсичных веществ можно даже не притрагиваясь к сигарете, а всего лишь постояв рядом с курильщиком. Помимо этого, табачный дым быстро впитывается в волосы, одежду, мягкую мебель.

     У человека, находящегося в прокуренном помещении, уже через короткое время появляется головная боль, тошнота, организм испытывает кислородное голодание. Причина – воздействие содержащегося в воздухе угарного газа, который, проникая в кровь, связывает гемоглобин, способствуя образованию оксигемоглобина, из-за чего он перестает выполнять свою функцию.

     Помимо угарного газа табачный дым:

  • сужает бронхи, из-за чего затрудняется процесс дыхания;
  • сильно раздражает горло и бронхи, угнетает работу нервной системы;
  • пагубно воздействует на реснички бронхиального дерева, из-за чего в легких начинают накапливаться токсичные агенты, повышающие риск развития болезней легких;
  • негативно воздействует на головной мозг.

     Вред пассивного курения

 В состав табачного дыма входит более 50 канцерогенов, являющихся причиной развития злокачественных новообразований, около 4 тыс. химических соединений и элементов, многие из которых смертельно опасны для человека. К слову, при сгорании табака 50 % всех вредных веществ уходит в воздух.

     Первой воздействию табачного дыма подвергается дыхательная система: происходит высушивание слизистой оболочки верхних дыхательных путей, что способствует появлению кашля и першения в гортани. Со временем постоянным спутником пассивного курильщика может стать аллергический ринит. Как результат – постоянные выделения из носа и отеки, которые в свою очередь могут привести к кислородному голоданию клеток головного мозга, ночному апноэ (кратковременной остановке дыхания во сне) и другим осложнениям.       Доказано, что у пассивных курильщиков, по сравнению с людьми, которые не подвергаются негативному влиянию табачного дыма, выше риск развития астмы (в 5 раз и больше), лейкоза, хронической болезни легких, рака легкого.

     Длительное кислородное голодание тканей головного мозга, возникающее в результате регулярного вдыхания токсинов табачного дыма, может стать причиной инсульта, поражения нервной системы или развития хронического стресса. Содержащийся в табаке никотин угнетает нервную систему. Из-за этого появляются проблемы со сном, перевозбуждение, головные боли, тошнота, головокружения, аллергии.

     Известны также факты, когда жены мужчин, курящих дома, со временем испытывают проблемы с зачатием. Менструальный цикл становится короче, раньше появляется истощение яичников.

    

 Влияние табачного дыма на детей

     Без преувеличения вред, наносимый табачным дымом детскому организму, катастрофически опасен. Токсины, поступающие в организм ребенка при вдыхании сигаретного дыма, оказывают губительное влияние на детскую иммунную систему. Опасность развития заболеваний дыхательных путей, простуды, аллергических реакций, астмы у них увеличивается на 95 % в тех случаях, когда в период кормления женщина активно курит или во время курения держит на руках малыша.

     Дети, постоянно находящиеся под воздействием токсинов табака, становятся апатичными, вялыми, болезненными или, наоборот, агрессивными, невнимательными, чрезмерно активными, им бывает трудно сконцентрироваться. Особенно опасно пассивное курение для здоровья и жизни еще не родившегося ребенка. В период беременности вдыхаемые токсины и вредные вещества проникают не только в кровь матери, но и ребенка. Воздействие табачного дыма может привести к гипоксии плода из-за нарушения или изменения плацентарного кровотока. В результате у младенца могут возникнуть отклонения в развитии и интеллекте.

свернуть

Здоровый образ жизни

Первый рецепт здоровья 

Правильный отдых – это прогулки, занятия спортом, творческая деятельность, посещение культурно-массовых мероприятий, походы, путешествия и т. д.

Второй рецепт здоровья – двигательная активность. Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы сильнее, а организм – более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок совершенствуется система кровообращения, увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, имеют преимущества перед малоподвижными членами нашего общества: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и усталости, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Третий рецепт здоровья – умение правильно одеваться.

Правильно одеваться, значит одеваться с учетом температурного режима, в котором вы будете находиться. В теплом помещении нужно быть легко одетым, иначе вы будете чувствовать себя некомфортно. Перегрев может привести к повышению давления и головным болям. Частые перегревы становятся причиной нарушения терморегуляции организма. Зимой, напротив, стоит утеплиться. Помните, что если человек мерзнет, то ослабевает его иммунитет, и это приводит к простудным заболеваниям.

Четвертый рецепт здоровья – рациональное питание. Рациональное питание следует рассматривать как фактор продления активного периода жизнедеятельности.

Принципы рационального питания таковы:

Энергетическая ценность продуктов должна соответствовать энергетическим затратам организма.

Пища должна быть максимально разнообразной. Некоторые считают,  что витамины содержатся только во фруктах, соках, овощах, но это заблуждение. Каждый продукт: мясо, рыба, хлеб, крупы, орехи, молочные изделия— богаты витаминами и микроэлементами, необходимыми для нормального функционирования организма.

Нужно соблюдать режим питания. Режим – это регулярность чередования приемов пищи. Правильнее есть понемногу, но 5–6 раз в сутки.

Необходимо полностью отказаться от употребления спиртных напитков.

Соблюдение рекомендаций по рациональному питанию повысит устойчивость организма к различным вредным воздействиям окружающей среды и снизит вероятность приобретения неинфекционных хронических заболеваний.

Используя данные рекомендации, на 90% можно будет избежать неблагоприятного воздействия пищи на здоровье и обрести стройную фигуру.

Пятый рецепт здоровья – закаливание. Закаливание – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствуют выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации. Основным средством закаливания является вода.  С ее помощью можно совершать обтирания, обливание, купание, принимать контрастный душ. Хождение в теплое время босиком по траве – это тоже вид закаливания. В сочетании с физическими упражнениями эффективность закаливающих процедур повышается.

Шестой рецепт здоровья – полноценный сон. Полноценный сон - не только необходимое условие здорового существования, но и показатель здоровья. "Идеальным" сном следует считать такой, при котором процесс засыпания протекает быстро, а его продолжительность и глубина достаточны для обеспечения хорошего самочувствия и бодрости после пробуждения.

Однако ученые бьют тревогу – с каждым годом число людей, которые по ночам не могут уснуть, растет! Вот несколько советов для того, чтобы вы быстро засыпали и хорошо отдохнули за ночь.

Придя домой после напряженного дня, съешьте легкий ужин. Всем известно, что плотный ужин помешает сну, и вы проворочаетесь всю ночь. После ужина должно пройти не менее 3-х ч, прежде чем вы ляжете спать.

Ни в коем случае не пейте тонизирующие напитки (чай, кофе, апельсиновый сок), поскольку они действуют возбуждающе на нервную систему.

После ужина займитесь любимым делом, хотя бы полчаса. Почитайте книгу, послушайте музыку и просто расслабьтесь.

Ложиться желательно не позднее 22 ч.

В спальне обязательно должен быть свежий воздух.

свернуть

5 простых правил, как общаться с учителями в чатах

Однозначных правил общения в интернете не существует, но  главное здесь, как и в любом другом, — это уважение к собеседнику и здравый смысл. Оттого, что учитель переписывается в мессенджере, он не перестаёт быть учителем. Ваше с ним общение не меняется автоматически только потому, что происходит в интернете.

Главная  цель этой памятки  — не упрекнуть кого-то, а напомнить, что заботиться друг о друге и быть внимательными к собеседникам не так уж сложно.

Правило № 1. Здоровайтесь

Иногда родители могут написать: «Петя/Маша/Катя сегодня не придёт». И всё? Если вы пишете учителю или отвечаете на его сообщение, не забывайте, пожалуйста, здороваться. Это занимает одну секунду, зато всем приятно.

Правило № 2. Выучите имя учителя

Элементарное правило вежливости.

Правило № 3. Уважайте его личное время

Родители могут написать поздно вечером, ночью, в выходные… Сообщения, которые приходят от родителей поздно вечером, не являются нормой: вы не настолько близки, да и социальные роли у вас разные. И дело совсем не в том, что учитель не умеет отключать звук на телефоне. В общем, люди не ведут переписку по рабочим вопросам после 21:00, не говоря уже о выходных и праздниках.

 

Правило № 4. Прислушивайтесь к просьбам

«Вас много, а я одна» — фраза, которая как нельзя лучше характеризует общение родителей и учителя. Поэтому, если преподаватель вводит определённые правила общения, он делает это не из вредности. Например, если вас просят писать в мессенджер, а не на электронную почту, постарайтесь не делать наоборот.

Правило № 5. Не звоните без предупреждения

Если вы хотите созвониться с учителем, а не писать ему сообщение, договоритесь о звонке заранее. Ещё лучше, если вы при этом обозначите тему разговора. Тогда учитель сможет подготовиться (например, откроет журнал с оценками, достанет последнюю контрольную вашего ребёнка), и разговор получится продуктивный.

Вот, пожалуй, базовые правила. Они работают в общении со всеми, не только с учителями.

свернуть

Берегите себя и своих детей!!!

  • Тюбинги способны развивать большую скорость и закручиваться вокруг своей оси во время спуска!!! Как только скорость движения возрастает, ватрушка становится довольно опасной: разгоняются ватрушки молниеносно, и скорость развивают выше, чем санки или самокат на аналогичном склоне, а спрыгнуть с ватрушки на скорости невозможно. При закручивании тюбинга человек, в нем сидящий перестанет ориентироваться в пространстве.
  • Тюбинги абсолютно неуправляемые и не оборудованы тормозным устройством!!! Летящий на высокой скорости, без возможности затормозить взрослый человек подобен автомобилю. с отказавшими тормозами!!!
  • На тюбингах нельзя кататься с горок с трамплинами: при приземлении ватрушка сильно пружинит, можно получить сильные травмы спины и шейного отдела позвоночника.
  • Нельзя прикреплять тюбинги друг к другу веревкой, они могут перевернуться, в веревке может за­стрять какая-либо часть тела.
  • Опасно садиться на тюбинг вдвоём и более, из него можно вылететь.

Правила безопасности при катании на тюбинге:

  1. Кататься только на специально подготовленных трассах со снежной поверхностью.
  2. Склон для катания должен быть с уклоном не больше 20 градусов. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения. Не следует кататься на тюбингах, на склонах поросшими деревьями.
  3. Нельзя кататься с горок с трамплинами, при приземлении тюбинг сильно пружинит.
  4. Прежде чем начать спуск по неподготовленной трассе, осмотритесь, нет ли там ям, бугров, торчащих кустов, камней и всего того, что может представлять опасность для жизни и здоровья.
  5. Строго соблюдать дистанцию между спусками по склону. Начинать движение на тюбинге сверху разрешается только тогда, когда предыдущий посетитель на тюбинге закончил спуск!
  6. Кататься на тюбинге следует сидя. Не пытайтесь кататься на тюбинге стоя или прыгая, как на батуте. Нельзя кататься на тюбинге вдвоем с ребенком: невозможно контролировать ситуацию, когда одной рукой приходится держать ребенка, а другой тюбинг.
  7. Никогда не привязывайте тюбинг к транспортным средствам.
свернуть

Стань заметнее в темноте!

Фликеры – это маленькие значки или наклейки, которые можно разместить на рюкзаке, куртке, руке или джинсах, а также на обуви. Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее. 

При езде с ближним светом расстояние, при котором можно заметить пешехода, равно 25-30 метров, а если у человека есть фликер, то оно увеличивается до 130-140 метров. А водитель, едущий в машине с включённым дальним светом, может увидеть фликер с расстояния 400 метров.

Напоминаем, согласно правилам дорожного движения Республики Беларусь, пешеходы должны быть обозначены световозвращающими элементами. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом управляющим велосипедом, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, – влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

В целях обеспечения вашей безопасности и безопасности ваших детей на улицах и дорогах города не забывайте носить фликеры. Однако, световозвращающий элемент – это не оберег, его наличие само по себе не гарантирует безопасности. Водитель должен увидеть фликер – тогда он заметит Вас и успеет отреагировать. Добиться максимального эффекта от использования фликеров можно, если прикреплять их так, чтобы они были видны со всех сторон, советуют в ГАИ. Лучше всего использовать одновременно два или более световозвращателей – с правой и левой стороны.

Также, напоминаем, что световозвращающие элементы только двух цветов – белого и лимонного – проходят сертификацию и соответствуют всем требованиям. Красные, синие, зеленые фликеры – малоэффективны.

 

свернуть

Предупреждение пожаров от детской шалости с огнем

Пожары, возникающие по причине детской шалости с огнем – явление, к сожалению, далеко не редкое. Финал таких пожаров может быть очень трагичным .

     Нельзя быть уверенным в том, что, оставшись один, ребенок не решится поиграть коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который однажды видел в лесу.

Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без надзора.

Это опасно, особенно если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу.

Нередки случаи, когда шалость переходит в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие «самолетики», поджигают почтовые ящики, обшивки дверей квартир, бросают в подъезды зажженные дымовые шашки, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

Как правило, виноваты во всех этих шалостях прежде всего родители, которые оставляют детей без присмотра в квартирах, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда, потакая детским капризам, разрешают самостоятельно играть со спичками, поручают малолетним детям присматривать за топящимися печами, включать электроприборы.

Что нужно делать для того, чтобы избежать пожара от детской шалости с огнем:

— рассказывайте детям о пожаробезопасном поведении;

— будьте примером во всех ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности;

— не оставляйте спички в доступном для детей месте;

— не поручайте детям разжигать печи, газовые плиты, самостоятельно включать электробытовые приборы;

— следите, чтобы дети не разжигали костры;

— уходя из дома, не оставляйте малолетних детей без присмотра взрослых;

— организуйте ребенку интересный досуг.

Научите ребенка правильным действиям при пожаре.

 

Родители!

  • Не оставляйте детей одних с включенными электроприборами.
  • Когда топятся отопительные печи, не закрывайте детей дома одних на замок.
  • Не давайте детям спички. От маленькой спички происходят большие пожары.
  • Не оставляйте детей одних, когда зажжена газовая плита.
  • Говорите детям: «Спички не тронь — в спичках огонь!»
  • Шалость детей с огнем — причина пожара.

Взрослые!

  • Не проходите мимо детей, играющих с огнем, а иначе — быть беде.
  • Детям необходимо рассказать, как тяжелы последствия пожаров.

 

Пожарная безопасность в квартире:

  • Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
  • Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.
  • Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
  • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

Пожарная безопасность в частном доме:

  • В частном доме без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.
  • Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог.
  • Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться.

 

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:

Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!

Соблюдение правил противопожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Обрести уверенность или постоянный страх за детей зависит от Вас.

Пиротехника

Любое пиротехническое изделие имеет потенциальную опасность возгорания или получения травмы. Поэтому безопасность при их применении в первую очередь зависит от человека.

ПОМНИТЕ!

Промышленность НЕ ВЫПУСКАЕТ новогодние атрибуты полностью пожаробезопастными.

Анализ причин новогодних пожаров свидетельствует, что чаще всего они возникают от бенгальских огней и хлопушек с огневым эффектом, свечами и самодельными неисправными электрогирляндами.

Помните об опасности возникновения пожара в доме

  1. Чаще беседуйте с детьми о мерах пожарной безопасности.
  2. Не давайте детям играть спичками.
  3. Учите детей правильному пользованию бытовыми электроприборами.
  4. Не разрешайте детям самостоятельно включать освещение новогодней ёлки.
  5. Знайте, что хлопушки, свечи, бенгальские огни могут стать причиной пожара и травм.
  6. Будьте осторожны при пользовании даже разрешённых и проверенных пиротехнических игрушек.

Если всё же случилась с вами или с вашими близкими произошел несчастный случай необходимо немедленно сообщить в службу спасения по телефону«101».

свернуть

Безопасная домашняя среда

Рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций

Профессия педагога общепризнанно является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов профессиональной деятельности (Горелова 2002, Митина 1998, Климов 1996, Подымов 1998, Cooper 1996 и др.). Труд   педагога сопряжен с большими психоэмоциональными затратами: постоянными нервно–эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Профессия «педагог» и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов,   которые предъявляют повышенные требования к психологической устойчивости педагога по отношению, как к внешним воздействиям, так и к внутренним стрессовым симптомам.

Стресс – физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада. Селье выделил три фазы развития стресса:        

стадия тревоги: мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. Физиологически реакция тревоги проявляется в следующем: кровь сгущается, повышается выделение азота, фосфатов калия, отмечается увеличение печени.

Стадия стабилизации: все как бы налаживается. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление.       

Стадия истощения. Если стрессор оказался слишком сильным или врожденная приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни даже к летальному исходу.        Стресс приводит также к синдрому хронической усталости как профессиональной деструкции в условиях «хронических стрессов нервной системы» (Э.В. Боллз). Хроническая усталость как специфический вид усталости появляется в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей. Человек страдает от физического и нервного истощения.  «Разболтанность»  нервной  системы учителя может привести к нервным срывам, что крайне неблагоприятно и для них самих, и для окружающих, вследствие чего наступает «эмоциональное выгорание педагога».

Для того, чтобы «облегчить»  свое психоэмоциональное состояние вам необходимо соблюдать следующие правила:

осознайте свое состояние как результат, как следствие перегрузок. Вызывайте желание изменить свою жизнь, преобразовать регламент своей профессиональной деятельности с ориентацией на снижение нагрузок. Общайтесь с такими людьми, которые вызывают эмоционально позитивное состояние. Необходимо осознать, что работа-это не вся жизнь, а только ее часть. Осознайте, что мир несовершенен, и он не соответствует нашим ожиданиям. Старайтесь построить свой маленький мир в пределах своей компетенции, в рамках своей профессиональной и служебной ответственности. Выбирайте четкие цели и концентрируйтесь на достижении в рамках своих сил.

Откажитесь от стремления объять необъятное: педагог не может и не должен заменять ребенку родителей, учреждение образование не единственный фактор и источник решения социальных и жизненных проблем. Стремитесь преодолевать повседневную рутину освоением новых методик преподавания. Избегайте профессиональную замкнутость и изоляцию, обсуждайте свои проблемы с коллегами по работе. Замечательно, если у вас есть хобби: садоводство, кулинария, прогулки на велосипеде, то, что Вам по душе, находите время погулять с близкими людьми или в одиночку. Погружайтесь в музыку, театр, литературу, природу. Ищите поддержку у близких: разговор о стрессовой ситуации. Находите возможности общения с людьми других профессий. Практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

Как бороться со стрессом (на духовном уровне)!

Ваша активная жизненная позиция, вера в то, что жизнь вас не оставит – «Кривая выведет всегда». Персидский поэт Низами формулирует это так: «За темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь непоколебим».

На физическом уровне!

В этот период необходима хорошая физическая нагрузка: от усиленных занятий спортом до элементарной ходьбы (быстрая прогулка по 40 минут). И не забывайте про соблюдение режимных моментов и правильного питания.

свернуть

Профилактика стресса, «синдрома выгорания» у родителей

Родители связывают с рождением ребенка исполнение своих ожиданий и надежд. Которые во многом определяют их дальнейшую жизнь. Эти представления и надежды ориентированы на здорового малыша, который сможет оправдать их в будущем.

Однако вопреки всем планам в семье появляется ребенок, непохожий на других детей.  Специалисты называют его «ребенком с особенностями психофизического развития», а для родителей он просто - любимый малыш.      Воспитание и реабилитация ребёнка с особенностями психофизического развития – путь непростой, особенно в эмоциональном плане. Родители сталкиваются с совершенно другим уровнем стресса, потому что им приходится ориентироваться не только на общие для всех родителей обязанности, такие как кормление, защита и уход за своими детьми, но и на уникальный набор проблем, связанных с особыми потребностями детей.

По мере взросления детей, родительских забот должно становиться меньше, но только не у родителей детей-инвалидов, которым приходится решать проблемы сложных медицинских, физических, социальных и других потребностей своего ребенка на протяжении всей жизни.

Все мы знаем, насколько важно заботиться о себе, поэтому, в первую очередь, родителям детей с особыми потребностями должны находить возможность следить не только за ребенком, но и за собой, поскольку существует большая вероятность выгорания тех, кто осуществляет уход за инвалидом.        

Если же родитель отмечает симптомы «эмоционального выгорания», необходимо сразу начать работу по избавлению от него, пока оно не перешло в более серьезную стадию. В плане профилактики можно рекомендовать:

начать по возможности больше отдыхать;

научиться просить о помощи;

принимать недостатки в себе и других людях;

откладывать второстепенные дела;

высыпаться;

находить у себя внутренние ресурсы (это могут быть хобби, спорт, встречи с друзьями, сеансы массажа и т.д.);

избавляться от чувства вины за собственные удовольствия;

регулярно питаться и чаще гулять на свежем воздухе.

Забота о ребенке с особенностями психофизического развития - тяжелая работа. Хотим мы верить этому или нет, но забота о себе имеет не меньшее значение для благополучия и успеха наших детей и семьи. Вы можете даже не осознавать, что то, что вы чувствуете, и что вам необходима помощь. Нужно помнить, что на начальных этапах бороться легче, и просить помощи не стыдно.

 

свернуть